Новости | все материалы раздела
Страсти по хиджабам
18 Октября 2012
Конфликт между родителями-мусульманами и администрацией школы на Ставрополье из-за запрета на ношение мусульманских платков ученицами дошел до уровня федерального министра. Дмитрий Ливанов не увидел в соблюдении этой традиции нарушения каких-либо норм. Тем временем религиозные деятели убеждают, что ислам не обязывает девочек носить хиджаб.
Минобрнауки: Все в норме
Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов, комментируя конфликт, произошедший в ставропольской школе, где директор запретила приходить на занятия ученицам в хиджабах, заявил, что не видит в ношении мусульманского платка нарушений каких-либо норм.
«И вообще, это субъективное толкование, является ли хиджаб вызывающей деталью. Некоторые школьницы ходят на занятия в джинсах, из которых видны две половинки ягодиц»
«Насколько я знаю, в конкретной школе в Ставропольском крае, о которой шла речь, девочки ходили с 1 сентября с покрытой головой. Это совершенно не противоречило ни школьным правилам, ни общепринятым нормам», – заявил Ливанов на заседании Госдумы при обсуждении законопроекта об образовании в первом чтении, передает «Интерфакс».
При этом министр подчеркнул, что религиозные и культурные особенности семей не должны вступать в конфликт со светским характером образования в школе.
«Я абсолютно убежден, что в каждой школе есть пространство для компромисса, которое позволит обеспечить и светский характер образования, и следование тем культурным традициям, которые есть в той или иной местности, в тех или иных семьях. Я думаю, что в будущем мы, безусловно, создадим необходимые правовые условия для предотвращения профилактики таких конфликтов», – сказал министр.
Вопрос о конфликте в ставропольской школе министру задал глава думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов. Он выступил с предложением обязать все школы, чтобы ученики носили универсальную форму, как это было в СССР, а бедным ее раздавали бесплатно.
«Таким образом мы снимем межконфессиональные противоречия, уберем классовую дифференциацию, когда некоторые в шелках, мехах и золоте ходят, а некоторые последние штаны с рубашкой донашивают», – сказал глава комитета.
Ранее со ссылкой на пресс-службу краевого муфтията сообщалось, что родители некоторых школьниц жалуются на то, что девочкам-мусульманкам уже около двух недель не разрешают посещать школу в мусульманских платках.
Пять учениц школы № 12 Нефтекумского района с 3 октября не пускают в школу. При этом, со слов родителей, 1 сентября ученицы пришли в школу в платках и в течение месяца занимались без проблем.
Это уже шестая делегация родителей в муфтият. До этого с аналогичной жалобой обращались жители Арзгирского и Степного районов Ставропольского края.
С 16 октября прокуратурой Нефтекумского района после получения жалоб от родителей девочек проводится проверка по этому вопросу. «Есть заявления, поступившие от родителей 8 октября (о том, что их дочерей не пускают на уроки в хиджабах), проводится проверка, в ходе которой будут собраны данные, подтверждающие или опровергающие доводы заявителей», – сообщали в ведомстве.
В школе № 12 села Кара-Тюбе Нефтекумского района, где и произошел конфликт, прокомментировать ситуацию не смогли, а директор образовательного учреждения в этот день отсутствовала.
«Конфликт уже затих. Директор предложила поменять хиджабы на светский платок. Кроме того, она предложила учащимся даже комнату, где они могли бы переодеваться перед и после занятий. Каких-либо «выгонений» детей из школы не было, это сами родители сказали, что не будут пускать своих детей без хиджаба. Те же, кто решил ходить в школу, но не носить светский платок, занимаются по индивидуальному плану. С остальными ведутся беседы, чтобы придти к компромиссу», – сказала газете ВЗГЛЯД представитель министерства образования Ставропольского края.
В ведомстве отметили, что если родители хотят, чтобы дети носили хиджаб, то их надо водить в мусульманскую школу.
Комментируя сложившуюся в сельской школе ситуацию, министр образования Ставропольского края Ирина Кувалдина сказала газете ВЗГЛЯД, что разработка правил о ношении школьной формы относится к компетенции образовательного учреждения.
«К компетенции же образовательного учреждения относится разработка и принятие правил внутреннего распорядка, в том числе о ношении школьной формы и внешнего вида учащихся.
В локальных актах Кара-Тюбинской школы прописано, что одежда учащихся должна носить светский, деловой характер, без изысков. В соответствии с этим директором школы и было предложено родителям учащихся принять меры по их соблюдению», – сказала Кувалдина.
Министр отметила, что в соответствии с российской Конституцией наша страна является светским государством. «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Одним из основных принципов, на котором основывается государственная политика в области образования, является светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях», – сказала она.
О внешнем виде учащихся в школьном уставе написано, что он «должен соответствовать общепринятым в светском обществе нормам делового стиля и исключать вызывающие детали».
«То, что написано в уставе, – это абстракция. Если бы там было написано, что в школу надо ходить в форме, которая должна состоять из этого, этого и этого, то тогда нельзя было бы пускать в хиджабе. И вообще, это субъективное толкование, является ли хиджаб вызывающей деталью. Некоторые школьницы ходят на занятия в джинсах, из которых видны две половинки ягодиц», – сказал газете ВЗГЛЯД народный учитель России, директор центра образования № 548 «Царицыно» Москвы Ефим Рачевский.
«Девочки ходили с 1 сентября с покрытой головой. Это совершенно не противоречило ни школьным правилам, ни общепринятым нормам»
Коран разрешает ходить и без платка
Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР), руководитель аппарата ДУМЕР Дамир-хазрат Мухетдинов отметил, что родительское возмущение вызвал не столько запрет ношения мусульманского платка, сколько внезапное решение администрации школы.
«Мы связывались с родителями учениц, которым не разрешили ходить в платках. Они нам рассказали, что во всех соседних деревнях, селах ученицы в больших количествах ходили в платках. Тут вдруг учителя сказали, что им из центра пришли ценные указания относительно внешнего вида школьников. Из этих указаний следовало, что школу нужно унифицировать, максимально придерживаться устава, как бы идет выдавливание религиозного компонента», – сказал Мухетдинов.
Представитель ДУМЕР отметил, что со слов родителей стало также известно, что устав, который сейчас размещен на сайте школы, был принят задним числом, в спешном порядке, после того как к конфликту было привлечено внимание СМИ.
«Вопрос просто в трактовке написанного в уставе. Просто неожиданно по непонятным никому причинам для отдельного директора ношение платков стало краеугольной проблемой. Почему она акцентировала на этом внимание? В прошлом году ходили, но этой проблемы не поднималось», – сказал Мухетдинов.
Дамир-хазрат Мухетдинов высказал сомнение по поводу того, что мусульманам запретят ношение хиджаба или платков, а тем более что из-за этой проблемы будут общественные протесты и беспорядки, как было во Франции.
«Не думаю, что кто-то будет лоббировать законы о запрете ношения хиджаба или платков, потому что будет жесткая реакция в масштабах всех страны. Не хочу сказать, что будут устраивать какие-то погромы. Сейчас и православные девочки начинают ходить в школы с покрытой головой, в платке. И если будет принято решение о запрете ходить (так) в образовательные учреждения, это и по ним ударит тоже», – сказал Мухетдинов.
Если обратиться к богословскому аспекту, очевидно, что ислам не обязывает несовершеннолетних девочек носить хиджаб, утверждает он. «Тема ношения хиджаба для школьников, особенно для малолеток, шариатских обоснований под собой не имеет. Как правило, мусульманское одеяние носят совершеннолетние девушки и замужние женщины. Поэтому верующим мусульманам не нужно с таким фанатизмом подходить к этому вопросу. Некоторые высказывают свои опасения, что если с малолетства не приучить к ношению платка, то потому будет невозможно заставить. Но, может, тогда сразу с рождения в платок ребенка пеленать?» – сказал Дамир-хазрат Мухетдинов.
религия и общество Ливанов разрешил носить хиджаб в школах
Димитрий Фетисов: Мы, священники – плохие христиане
Юрий Вяземский: В чистом виде атеисты – это крысы
Знаменитости будут рекламировать православие для молодежи
В религиозной агрессии виноваты вовсе не верующие
В комментариях на сайте школы один посетитель под ником «Простой народ» оставил следующую запись: «Кстати, если мусульман так возмутил запрет на платки в школе, то почему они не возмущаются по поводу такого непозволительного нарушения законов ислама, как совместное обучение мальчиков и девочек?»
Комментируя этот вопрос, Дамир-хазрат Мухетдинов отметил, что, действительно, если так остро воспринимать вопрос о ношении платка, то тогда стоит уже обращаться и ко всем другим богословским аспектам.
«Если мы сейчас начнем рассуждать с точки зрения шариата, то завтра многочисленные граждане мусульмане, которые очень строго придерживаются законов, должны потребовать раздельного обучения мальчиков и девочек. И тогда вопрос хиджаба может оказаться вторичным. В мусульманских странах есть отдельные школы по половому признаку и даже раздельный общественный транспорт», – сказал Мухетдинов.
У православных к хиджабу вопросы
В свою очередь епископ Ставропольский и Черкесский Феофилакт сказал, что на Кавказе ношение женщинами платков считается традиционным, а вот хождение в школу в хиджабах вызывает вопросы.
«Что касается вопроса о ношении хиджабов. Мы общались с муфтием края и четко высказали мнение: на Кавказе есть традиция, когда девушка, женщина надевает платок. И есть традиционные, национальные платки. Такая традиция есть, и она вполне приемлема», – сказал епископ, передает «Интерфакс».
«Другое дело, когда в традиции вносится то, что им несвойственно, что было здесь, на нашей территории (когда школьницы пришли на уроки в хиджабах). Это сразу вызывает большое количество вопросов, это сразу не может восприниматься, не принято у нас так. К этому тоже надо относиться с уважением, сохраняя свои собственные традиции. Это самый верный, самый правильный путь к сохранению баланса между традициями религиозными, культурными и светскими», – считает Феофилакт.
Он также предложил дать более четкое понимание светской культуре. «Есть другой вопрос: а что такое светские традиции? Например, когда в публичном месте человек появляется в несвойственной одежде – это что, современная традиция? Например, в оперу кто-то может прийти в шортах и майке, что это, светская культура? Где грань этой светской культуры, как она определяется?» – сказал Феофилакт. По его мнению, светская культура так же должна быть очерчена определенными рамками, как и религиозная культура.
«Давайте тогда определим эту светскую культуру, где она и как должна проявляться, какой понятийный аппарат у нее. Полагаю, что здесь крайне значимыми являются традиции и воспитание. Как принято в общественном транспорте себя вести, так должны все себя вести, аналогично следует придерживаться принятых правил поведения для общественных мест», – добавил епископ.
Напомним, что в апреле 2011 года во Франции вступил в силу принятый 12 октября 2010 года закон о запрете ношения паранджи и хиджаба в общественных местах. Нарушение закона карается штрафом в размере 150 евро, но штраф может быть заменен принудительным присутствием на лекциях о нормах гражданского поведения. Те, кто принуждает женщину во Франции носить паранджу или хиджаб, подвергаются штрафу в размере 30 тыс. евро. Угрозы или запугивания женщины в принуждении к ношению паранджи и хиджаба могут обернуться тюремным заключением до одного года и штрафом в 30 тыс. евро. В отношении несовершеннолетних размер штрафа вырастает в два раза.
Закон запрещает ношение паранджи и хиджаба в административных учреждениях, транспорте, торговых, школьных и медицинских учреждениях, почтовых отделениях, на пляжах, в парках и на улицах. Принятие закона сопровождалось бурными дебатами, он обрастал поправками и изменениями. Так, из названия закона было исключено упоминание о парандже, официально закон направлен на «запрещение скрытия лица в общественных местах».
9 апреля парижская полиция задержала 60 человек при попытке провести акцию протеста. Экстремистски настроенная часть жителей страны всеми способами подогревают настроения и расценивают закон как шаг, направленный против определенной этнической и религиозной группы населения. Со стороны «Аль-Каиды» неоднократно через интернет звучали угрозы в адрес Франции. По этим причинам закон и вступил в силу лишь через полгода после его принятия правительством.
Оригинал материала: Взгляд
______________________________
Директор школы, запретившая хиджабы, боится за свою жизнь
Неожиданный поворот произошел в истории вокруг средней школы № 12 в селе Кара-Тюбе Ставропольского края, где директор Марина Савченко запретила пускать на занятия учениц в мусульманских платках-хиджабах. Женщина призналась «Известиям», что в ее адрес уже посыпались угрозы со стороны мусульман и она опасается расправы. Сын Марины Савченко бросил работу и переехал жить к маме, чтобы оберегать ее. МВД по Ставропольскому краю также готово предоставить директору школы защиту.
Решение директора школы в селе Кара-Тюбе относительно ношения хиджабов ученицами раскололо сначала жителей села, а потом и всего Ставропольского края, на два противоборствующих лагеря. На стороне Марины Савченко оказалось по большей части русское население, а противником этой идеи выступила мусульманская общественность края и близлежащих северокавказских республик.
По словам директора, теперь на нее посыпались угрозы.
— Мне уже поступил один звонок от редактора какой-то газеты в Дагестане, — поделилась Марина Савченко. — Он пробормотал свое имя и должность так неразборчиво, что я не расслышала. А потом с ходу начал кричать: «Кто ты такая? Как ты смеешь ущемлять и притеснять мусульман?!».
Марина Савченко в беседе с «Известиями» в очередной раз подчеркнула, что не собиралась оскорбить мусульман, а, напротив, неоднократно предлагала им компромиссные варианты того, как их дети могут посещать школу. Например, в ходе переговоров с родителями-мусульманами руководство школы предлагало даже выделить специальное помещение, в котором девочки могут спокойно переодеть хиджабы перед уроками, заменив их на обычные косынки. Однако согласия достигнуть не удалось.
— Если они такие правоверные мусульмане, то почему не отдали детей в медресе на Кавказе? — удивляется Савченко. — Они же сами, в ответ на наши вопросы о хиджабах, отвечали, что они выполняют функцию «защиты от неверных». Зачем же тогда учиться рядом с неверными?
Теперь Савченко опасается за свою жизнь и здоровье.
— Да, я не скрываю, что боюсь за свою жизнь, — заявила «Известиям» Марина Савченко. — В 2006 году мы хоронили директора школы села Каясула Вячеслава Холшевникова, которого с женой средь бела дня расстреляли боевики. Я тогда была завучем в этой школе и помню свой шок.
История с убийством заслуженного учителя и директора с 22-летним стажем Вячеслава Холшевникова произвела большой резонанс в Нефтекумском районе, где живет Марина Савченко. По одной из версий, директора и его жену убили всего-навсего за то, что они вместе с местной интеллигенцией воспрепятствовали назначению ваххабитами на должность имама в местной мечети человека с экстремистскими взглядами.
Оценив ситуацию, в село Кара-Тюбе приехал 25-летний сын Марины Савченко. Ради того чтобы быть рядом с мамой и защитить ее в случае опасности, парень бросил работу.
В ГУ МВД по Ставропольскому краю «Известиям» заявили, что готовы предоставить директору защиту, если ей будет угрожать опасность.
— Мы в ближайшее время оценим ситуацию и, если будет необходимость, предоставим ей охрану, — пообещал официальный представитель управления Юрий Семыкин.
На обстановку в Ставрополье оказывает мощное влияние близость Северного Кавказа, где действуют бандформирования из радикальных мусульман, у которых имеется свое представление о том, кто и где должен носить символы веры. Боевики вполне могут отдать под шариатский суд любого человека, оскорбившего, по их мнению, ислам.
Напомним, спорная ситуация в школе № 12 в селе Кара-Тюбе, в которой учатся дети из Степановского и Нефтекумского районов Ставрополья, возникла еще неделю назад. Тогда руководство школы настоятельно предложило родителям девочек, которые пришли в школу в хиджабах, снять их или хотя бы сменить на обычные платки. Директор ссылалась на устав учебного заведения, в котором прописаны единые правила к внешнему виду учеников. Однако вместо этого мусульмане забрали детей домой и написали жалобу в прокуратуру.
В результате Минобразования встало на сторону учителя, не увидев в ее требованиях ничего незаконного, в то время как Павел Астахов в беседе с «Известиями» заявил, что руководство школы перегнуло палку и нарушило права детей на свободу вероисповедания.
В настоящий момент проверкой занимается прокуратура края.
— В течение 30 дней будет дана правовая оценка сложившейся ситуации, если действия директора будут признаны незаконными или ущемляющими интересы детей, то будут приняты соответствующие меры, — сообщил «Известиям» прокурор района Александр Степанов.
Примечательно, что даже в мусульманском сообществе мнения относительно конфликта разделились. Некоторые из мусульман заявили, что столь правоверным родителям действительно стоит отдать своих детей в специализированное учебное заведение либо пойти на компромисс с администрацией школы.
Оригинал материала: Известия
Обсуждение статьи
- Nur
Oct 19 2012 10:32PM Хиджаб вновь стал причиной конфликта
Заявление Владимира Путина последовало после недавнего инцидента в Ставрополье, южном российском регионе, где директор запретила девочкам из мусульманских семей носить хиджабы в школе.
Тем временем объявленный администрацией запрет на хиджаб не подействовал на мусульманок в школе на Ставрополье – они вновь пришли на уроки в платках. Запрет на ношение хиджаба негласно существует в большинстве российских школ.
Ношение хиджаба необходимо самим девушкам, хиджаб защищает их права, по канонам Ислама. Как вы относитесь к ношению хиджаба?
Председатель НЧО ТОЦ Рафис Кашапов. http://tatar-centr.blogspot.com/2012/10/blog-post_5519.html
- ЕГЭ
Oct 18 2012 2:22PM Выход только один - школьная форма единого образца, как в СССР.
Уважаемые участники форума! В связи с засильем СПАМа на страницах форума мы вынуждены ввести премодерацию, то есть ваши сообщения не появятся на сайте, пока модератор не проверит их.
Это не значит, что на сайте вводится новый уровень цензуры - он остается таким же каким и был всегда. Это значит лишь, что нас утомили СПАМеры, а другого надежного способа борьбы с ними, к сожалению, нет. Надеемся, что эти неудобства будут временными и вы отнесетесь к ним с пониманием.
Добавить сообщение
Опрос
Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?
Stringer.Слухи
- Навальный оставил мемуары.Алексей Навальный написал автобиографию перед смертью, которая будет опубликована в этом году, сообщила в четверг его вдова Юлия Навальная, раскрыв существование текста, о существовании которого знало только его ближайшее окружен
- Чемпион по созданию слухов Валерий Соловей умер вчера в своей панельной пятиэтажке на окраине Львова
- Собчак из Литвы передала на волю маляву
- Украсть все и сесть
- Рецепты Путина
Stringer: главное
Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя
Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт
mediametrics.ru
Stringer.Top-10
- Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя
- В колонии "Полярный волк" внезапно умер Алексей Навальный
- Новые русские сенсации
- Никита Исаев умер в поезде
- Почему Быков и Акунин купились на розыгрыш?
- Невозвращенцы
- Скандал из-за сына Владимира Соловьева
- Прибыль - три миллиарда
- Могильный холод
- ЗА ЧТО И ПОЧЕМУ ВОЮЕТ РОССИЯ С УКРАИНОЙ?