Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

Новости | все материалы раздела

Радио пока еще не телевидение и не совсем бизнес
21 Ноября 2017

В Москве в эти дни проходит международная конференция "Радио в глобальной медиаконкуренции" . Это мощное и даже роскошное мероприятие проходит в отеле РИЦ Карлтон, на Тверской.

Все достойно. И очень интересно. В особенности, для людей моего поколения. Я давно собиралась детально разобраться, что же такое сегодняшнее радио в нашей стране. Помнится, обещала написать материал о радио. Понятное дело, для нас, людей, которые еще помнят, как в любой глубинке из трехпрограммного приемника громко вещал "Маяк", сегодняшняя "глухота" эфира огорчительна. Уехав на несколько дней из Москвы, ты уже не можешь слушать привычное тебе радио. В Сочи нет ни "Эха Москвы", ни Вести-ФМ". Там есть музыкальные каналы. Местные"балалайки"...

Раньше куда бы ты ни приехал в пределах Советского Союза, ты мог включить эфирный приемник и услышать знакомые позывные: "Говорит Москва".

Мы слушали в эфире и BBC, и "Голос Америки" и "Радио Свобода", и французское радио. Звуки эфирного радио пробивались сквозь хриплые глушилки. И мы узнавали любимых ведущих по голосам.

Мы же жили еще в эпоху Гостелерадио! А это была штука посильнее, чем "Фауст" Гете. Моя подруга работала в Главной редакции пропаганды Гостелерадио, в программе типа "Доброе утро". И это была пропаганда! И музыкальная редакция - тоже пропаганда. И "Сельский час", и "Пионерская зорька"! И "Театр у микрофона". Вообще, все в те времена было пропагандой.

А мой друг работал на иновещании, и это было дико престижно. И там же работал Познер...Этим все сказано. Познера в плохое место на работу не устроят.

Радио в Советскую эпоху было первым в ряду борцов за советского человека. На радио приглашали "простого человека" и Героя соцтруда, и Народного артиста, и заслуженного врача.

Голос "Маяка" можно было услышать и в Новом Уренгое, и в Магадане, и в Сочи...

А потом случился 1991 год. "Ихние" победили. Гостелерадио закрыли. Сказали, что государственных СМИ быть не должно. Грамотных журналистов с бархатными голосами, специально отутюженными преподавателями из Консерватории, поразгоняли. Набрали простых ребят, которых работе в эфире никто не учил. Иногда с разухабистыми интонациями. Вместо государственной радиокомпании создали сотню-другую частных радиоканалов со смешанным финансированием. Само вещание стали вести только на диапазоне ФМ. А его охват не более 30 - 50 километров в диаметре. И таким образом, сегодня в стране нигде нельзя услышать в эфире ни "Эха Москвы", ни "Вести-ФМ", ни "Маяка", ни...короче, только музыкально-развлекательные каналы как-то слышны. Разве что "Бизнес ФМ" имеет ретрансляторы в пяти городах-миллионниках. А вообще, у нас городов-миллионников аж двенадцать.

Когда граждане стали удивляться, что нигде не слышно Москву, любимые куранты, гражданам объяснили, что ретрансляторы строить очень дорого, и поэтому эфирного радио, такого, какое было слышно везде, даже за границей, больше не будет.

Шок мы пережили и тогда, когда богатейшая страна США вдруг закрыло эфирную студию "Радио Свобода" и вместо этого дела завели сайт в интернете. Теперь у США дешевенькое интернет-вещание. Тоже решили экономить на радио.

Тогда стало понятно, что это уже мировая тенденция. И обратного пути не будет.

Впрочем, весь мир как-то выруливает в этой новой технической эпохе. Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин на сегодняшней конференции сказал, что радио по-прежнему слушают все. НО! Меньше всего слушают его люди после 55-ти лет. Волин связывает это с тем, что у пожилых ухудшается слух, и поэтому они не слушают радио.

У меня другая точка зрения на этот счет. Скорее всего, пожилые больше слушают "разговорное радио", а не музыкально-развлекательное. Потому что музыкально-развлекательные каналы, которых в нашей стране гораздо больше, чем "разговорных", выстроены под молодежь, там все шутят, пляшут и поют. А пожилые любят порассуждать, о государственном подумать, о том, почему кругом безобразие творится.

Развитие радио современные деятели оценивают не с точки зрения действенности пропаганды, а с точки зрения эффективности бизнеса. "Реклама на радио растет, - сказал Волин, - мы в общемировой тенденции 3-5 процентов от рынка".

Радио по части рекламы соревнуется с социальными сетями и телевидением.

Да и само радио уже не радио, это скорее телевидение. Благодаря подкастам, сайтам, видеороликам, которые прокручивают на наиболее продвинутых сайтах наиболее передовых музыкально-развлекательных каналов, радио очень быстро превращается в мультимедийное СМИ.

Однако, замминистра честно сказал, что у радио нет стратегии развития на ближайшие десять лет. Нет, и все. Оно бежит вперед благодаря техническим новинкам. Оно приспосабливается к атомобилям, к тому, чтобы любители радио могли слушать-смотреть радиоканалы в многочасовых пробках на гаджетах, в которые скачены специальные приложения.

Большинство, конечно, просто слушают радио в автомобилях. Но поскольку развитие музыкальной радиоиндустрии ориентировано прежде всего на молодняк, а молоднык любит гаджеты, то вскоре появятся специальные гаджеты для удобного поглощения мультимедийного контента, который производят радиоканалы.

На сегодняшней конференции "Радио в глобальной медиаконкуренции" зарубежные участники показывали видеоролики с такими гаджетами. Экранчик поболее айфоновского. Все хорошо видно.

Радио бешено борется с конкурентами за слушателя-зрителя, главным образом, с интернетом. Потому что, как сказал Ли Харрис, ведущий и продюсер утреннего эфира американского канала 1010 WINS, "видео с котом в интернете может оказаться более конкурентоспособным, чем эфир".

Как мы видим, ориентировка идет, в основном, на аудиторию, которая не думает, а поглощает.

Это мировая тенденция. Медиаменеджеры каналов-лидеров открыто говорят, что все развитие радиоиндустрии идет в парадигме США.

Наряду с линейным радио, в котором важно не пропустить любимую программу с любимым ведущим, в новом радиовещании широко развивается "радио по запросу". Вы, благодаря цифровым технологиям можете вернуть любую программу и послушать-посмотреть ее в удобное для себя время. Безусловно, это очень удобно.

Главное поле битвы всех радиоканалов, как разговорных, так и музыкальных, конечно, утренний эфир. Утренний эфир - это главная фишка всех радиоканалов, как развлекательных, так и разговорных. Все каналы борются за свой бренд. А бренд создают ведущие. В утреннем шоу. Утреннее шоу - это индивидуальный продукт. Тут главное - харизма ведущих, говорит Олеся Волкова, программный директор "Русского радио". Смена ведущего - это стресс для слушателей. Потому что подсадить слушателей на шоу талантливого ведущего - это значит заполучить своего слушателя.

Первыми брендовыми ведущими утреннего развлекательного эфира в нашей стране в 2001 году были Сергей Стиллавин и Геннадий Бачинский на "Русском радио".А через год их переманили на радио "Максимум". В 2008 году не стало Бачинского. Тандем весельчаков распался. А вместе с ним и распалось радио "Максимум".

Но пример оказался заразительным. На трех основных музыкально-развлекательных каналах "Авторадио", "Европа плюс"и "Русское радио" есть забойные "тройки" ведущих, которые самозабвенно шутят, поют и пляшут. Теперь они уже делают это и в интернете. Подкасты сделали радио похожим на телевидение.

Все сегодняшние радио-менеджеры хорошо владеют маркетингом, ориентированы на рекламу, постоянно изучают платежеспособную аудиторию и стараются ей угодить. И если старое радио воспитывало слушателя, советского человека, просвещало его, то новое радио его в основном развлекает и призывает что-нибудь купить: медицинские и туристические услуги, недвижимость и все такое прочее.

Но радио никогда не было таким жирным, как телевидение. Зарплаты ведущих на радио на порядки ниже, чем у телеведущих. Прибыли ниже. Убытки традиционным. И хотя современные медиаменеджеры стремятся к тому, чтобы сделать радиоиндустрию бизнесом, на самом деле, пока это не совсем получается.

Елена Токарева

Обсуждение статьи

Анна
Nov 22 2017 12:58AM

Радио надо развивать, как в СССР. Передачи для детей какие были, для юношества, для пожилых. Какой был звук, музыкальное сопровождение, какие прекрасные артисты участвовали в радиоспектаклях.

Страницы: 1 |

Уважаемые участники форума! В связи с засильем СПАМа на страницах форума мы вынуждены ввести премодерацию, то есть ваши сообщения не появятся на сайте, пока модератор не проверит их.

Это не значит, что на сайте вводится новый уровень цензуры - он остается таким же каким и был всегда. Это значит лишь, что нас утомили СПАМеры, а другого надежного способа борьбы с ними, к сожалению, нет. Надеемся, что эти неудобства будут временными и вы отнесетесь к ним с пониманием.

Добавить сообщение




Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru