Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

Новости | все материалы раздела

Совет безопасности станет важным органом
7 Июня 2008

Путин нарисовал блестящее будущее Совету безопасности, который ранее ничего не решал и лишь прозябал в качестве совещательного органа. Законопроект "О Совете безопасности РФ", подготовленный в президентских структурах ( у Путина) будет внесен в Госдуму Советом федерации осенью. Формальный автор документа - сенатор Анатолий Коробейников. Если закон примут, Совбез с 1 января 2009 года превратится из совещательного и рекомендательного органа при президенте в реальный центр власти с широкими полномочиями.

Главное новшество: резолюции и директивы Совбеза станут актами прямого действия, не требующими подтверждения иными органами госвласти (например, указами президента), и будут обязательны для исполнения руководителями всех исполнительных органов, в том числе правительства, - сообщает Газета.

Кроме того, Совбез будет наделен правом формировать высшую кадровую политику государства в сфере безопасности и получит отдельную строку в бюджете.

Справка:

Совет безопасности как совещательный орган был создан президентом России Борисом Ельциным в 1991 году. В разное время его секретарями были такие "тяжеловесы", как тогдашний "серый кардинал" Кремля Юрий Скоков, харизматичный генерал Александр Лебедь, высшие офицеры КГБ Николай Бордюжа и Владимир Путин. Совбез оставался весьма влиятельной структурой вплоть до 2001 года, когда его аппаратом руководил Сергей Иванов. Затем при секретарях Владимире Рушайло, Игоре Иванове и особенно при и.о. секретаря Валентине Соболеве этот орган стал восприниматься скорее как декорация к путинской вертикали власти. О возвращении прежнего влияния Совбеза наблюдатели заговорили в мае этого года, когда секретарем стал Николай Патрушев, покинувший пост директора ФСБ. А по неофициальным данным, в президентских структурах еще в прошлом году намеревались пересмотреть роль Совбеза.

Все дело в том, что статус Совбеза регулируется не слишком конкретно. Это конституционный орган (о нем есть упоминание в статье 83 Конституции), но его нынешние полномочия определяются в основном Положением о Совете безопасности РФ, утвержденным указом президента РФ в 2004 году. Закон "О безопасности" 1992 года автоматически утратил свою силу с принятием Конституции 1993 года, а других конституционных норм в виде федерального закона до сих пор не существует. Из-за юридической неопределенности статуса вес и влияние Совбеза целиком зависят от политики его председателя (то есть президента России) и личности секретаря. Новый закон призван покончить с этой неопределенностью и вносит революционные изменения.

Законопроект предполагает, что в состав Совбеза в качестве постоянных членов войдут шесть человек: президент, премьер-министр, спикеры обеих палат парламента, уполномоченный по правам человека и секретарь Общественной палаты. Секретарь Совбеза, в отличие от нынешнего, постоянным членом не будет. Вместе с секретарем сейчас постоянных членов 10, в том числе министры Анатолий Сердюков, Рашид Нургалиев, Сергей Лавров, директора ФСБ Александр Бортников и Службы внешней разведки Михаил Фрадков, а также руководитель администрации президента Сергей Нарышкин.

Количество обычных членов Совбеза в законопроекте не оговорено (впрочем, как и в Положении от 2004 года), зато указано, что ими не обязательно могут быть лица, занимающие государственную должность. Сейчас все 15 членов Совбеза - высшие госчиновники, например вице-премьер - министр финансов Алексей Кудрин, генпрокурор Юрий Чайка, директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов и семеро президентских полпредов в федеральных округах.

Однако наиболее существенное изменение не в персональном составе, а в полномочиях, дающихся Совету безопасности. Во-первых, вместо не слишком конкретных решений этот орган может принимать резолюции (по итогам пленарных заседаний голосами постоянных членов), а также директивы, для чего создаются коллегии по внутренней и внешней политике.

Во-вторых, в статье 8 законопроекта четко указано: "Резолюции Совета безопасности обязательны для исполнения руководителями федеральных органов исполнительной власти". Директивы, принимающиеся на коллегиях, могут содержать поручения правительству и другим федеральным органам власти и тоже являются обязательными для исполнения. А вот Положение от 2004 года трактует полномочия Совбеза достаточно общо: "Для реализации решений совещаний... могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения Президента РФ". Такая формулировка означает, что указов, распоряжений и поручений может и не быть.

В-третьих, Совету безопасности в числе прочих дается право на "предварительное обсуждение вопросов высшей кадровой политики государства в интересах национальной безопасности" (в Положении от 2004 года об этом и речи не идет). С учетом обязательности резолюций и директив Совбеза и того, что к вопросам национальной безопасности относится широкий круг проблем от военной и экономической до демографической и общественной (имеется в виду формирование институтов гражданского общества), то центр принятия важных кадровых решений может плавно переместиться туда из администрации президента. Отметим, что сменщик "главного кадровика Кремля" Виктора Иванова Олег Марков и без того никем не рассматривается как влиятельная фигура.

Наконец, возросшую роль Совбеза подчеркивает статья 24 законопроекта: "Деятельность Совета безопасности финансируется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых отдельной строкой в федеральном законе о бюджете с отметкой "секретно".

Положение от 2004 года предусматривает, что Совбез является фактически частью администрации президента, которая и финансирует его. Вместе с отдельной строкой бюджета Совбез получит все правомочия юридического лица и сможет самостоятельно вступать в административные и гражданско-правовые отношения.

Обсуждение статьи

Страницы: 1 |

Уважаемые участники форума! В связи с засильем СПАМа на страницах форума мы вынуждены ввести премодерацию, то есть ваши сообщения не появятся на сайте, пока модератор не проверит их.

Это не значит, что на сайте вводится новый уровень цензуры - он остается таким же каким и был всегда. Это значит лишь, что нас утомили СПАМеры, а другого надежного способа борьбы с ними, к сожалению, нет. Надеемся, что эти неудобства будут временными и вы отнесетесь к ним с пониманием.

Добавить сообщение




Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru