Свежий номер | все материалы раздела
Сумерки американской мечты. Часть II
10 Ноября 2002
Страна социальной несправедливости
В Америке существуют три мифа. Миф первый: Америка - страна равных возможностей для ее граждан в борьбе за личное благополучие и богатство нации. Распределение ресурсов происходит в открытой честной конкуренции, определяющей заслуги и достоинства каждого вне зависимости от его расовой принадлежности.
Тот факт, что, несмотря на тяжелую работу и мастерство, одни группы получают меньше, чем другие, ставит под вопрос существование социальной справедливости в Америке.
Миф второй - отсутствие жесткой стратификации (то есть социальных и расовых барьеров) в США. В открытых обществах экономическое благосостояние определяется старанием и способностью к конкуренции между равными личностями. В жестко стратифицированных и закрытых обществах благосостояние человека зависит от его происхождения, положения семьи на социальной лестнице (бэкграунд). Результаты исследования показывают, что за последние десятилетия XX века американское общество по-прежнему остается довольно закрытым.
Миф третий - в Америке происходит успешная ассимиляция иммигрантов вне зависимости от цвета кожи. Недавние данные Всеобщего социального опроса показывают, что различия между черными и белыми в области образования, дохода, профессионального статуса и других параметров экономического благосостояния сохраняются, хотя масштаб их сократился.
В 1990-е годы было много разговоров об обратной дискриминации - проблеме белых людей, которые не могут найти работу или продвинуться по службе из-за предпочтения, предоставляемого меньшинствам. Но результаты исследований бросают вызов традиционным теориям о снижающейся роли расовых и этнических различий в Америке конца XX века.
На неактивных рынках труда наниматели могут выбирать из большого числа квалифицированных специалистов. Было бы удивительно, если бы «привратники» игнорировали национальные характеристики для решения о найме. Современный стиль - избегать найма определенных меньшинств, потому что «они» с большей вероятностью окажутся ненадежными, вызовут проблемы с дисциплиной или не сойдутся с другими рабочими.Кроме того, есть десятки тысяч мелких предприятий, владельцы и управляющие которых тесно связаны географическими, родственными и национальными ограничениями. Национальный анклав - это не просто географическая концентрация предприятий, но свободно структурированные неформальные отношения между профессиями, для которых принадлежность к определенной национальности означает презумпцию доверия. Эти неформальные связи служат организации набора на работу во многих индустриях и фирмах в экономике, означая, что ряд меньшинств можно найти только в определенных секторах. Неформальная экономика создает условия для высокого уровня расового и национального неравенства на американском рынке труда.
Экономика второй половины 1990-х характеризовалась возросшими возможностями с рекордно низким уровнем безработицы. Уменьшит ли это постоянное расовое и национальное неравенство? Возможно. Скудные рынки труда предоставляют нанимателям меньшие возможности для возмутительного выбора между рабочими. Но медленный ход перемен в 1970-х и 1980-х предполагает, что расовое неравенство вплетено глубоко в ткань американского общества.
Эти результаты - неизменность расовых и этнических различий в Америке конца двадцатого века - бросают вызов традиционным теориям о снижающейся роли указанных факторов в американской системе стратификации. Есть три «больших» гипотезы в литературе по стратификации, которые следует пересмотреть в свете обнаруженных явлений.
Нищета по наследству
Первая из них - тезис о «наследовании нищеты» - некоторые группы находятся в невыгодных условиях в связи со своими социальными корнями. Некоторые исследования показали, что характеристики семьи, из которой происходит опрашиваемый, частично объясняют социоэкономическое неравенство белых и черных (Дункан, 1969). Правдоподобно, что разные социальные корни играют важную роль в образовании социоэкономических различий для других этнических групп.
Ассимиляция - процесс взаимопроникновения и объединения, в котором личности и группы вливаются в общую культурную жизнь. Этот процесс включает четыре четких фазы: «контакт, соревнование, приспособление и ассимиляцию».
Выделяют семь различных типов ассимиляции: культурную, структурную, брачную (амальгамацию), идентификационную (отсутствие предубеждений), ассимиляцию в поведении при восприятии (отсутствие дискриминации) и гражданскую ассимиляцию (отсутствие конфликтов из-за ценностей и власти). Хотя эти различные типы ассимиляции связаны друг с другом, они не обязательно вытекают один из другого. Афроамериканцы, например, 1950-х и начале 1960-х претерпели культурную ассимиляцию, но не пережили полномасштабной включенности в клики, клубы и институции ассимилировавшего их общества-хозяина, то есть структурной ассимиляции.
Большинство экспертов признают сложность ассимиляции и подразумевают, что полная ассимиляция ряда групп (например, черных) в обозримом будущем маловероятна.
Идеал ассимиляции и теория расового цикла подверглись суровой критике.
Хорас Каллен (1924) доказывал, что не нужно ждать от иммигрантов отказа от своей культуры и идентичности как условия включения в американское общество.
В 1960-е годы критики доказывали, что национальность играет центральную роль в жизни даже самых аккультуренных групп (Глэйзер и Мойнихен, 1970). Для многих групп американского общества национальность - во многом символическая конструкция и играет сравнительно небольшую роль в их жизни (Гэнс, 1979; Уотерс, 1990). Альба (1985), например, писал о «сумерках национальности» среди американцев итальянского происхождения. Позже феномен возрождения национальности бросил вызов теории расового цикла и идее, что ассимиляция неизбежна. Произошло замечательное возрождение национальной осведомленности, даже в группах, чья культурная идентичность ранее была приговорена к исчезновению, таких как индейцы. Все вспомнили о своей национальности и начали разрушать традиционные американские ценности (Корнелл, 1988; Нэйджел, 1996).
Почему же национальность значима для одних групп, а для других - нет? Теория Гордона предполагает, что критическую роль играют предубеждения и дискриминация. Аккультурация недостаточна для полноправного участия в американском обществе постольку, поскольку «привратники» продолжают ограничивать доступ в окрестности, в первичные групповые ассоциации, а также возможности для экономического продвижения. Одна выдающаяся гипотеза состоит в том, что «раса» - физиологические различия в цвете кожи и других внешних чертах - определяет существенную разницу между меньшинствами, которые допускаются к ассимиляции, и теми, которые не допускаются (Кокс, 1948; Джордан, 1974). Другие точки зрения предполагают, что расизм (различное обращение с людьми различных «рас») зависит от исторических обстоятельств и что у американского общества есть потенциал ассимилировать людей различных рас так же, как и различных этнических групп (Мирдал, 1944; Уилсон, 1978)
Материалы по теме:
Обсуждение статьи
Уважаемые участники форума! В связи с засильем СПАМа на страницах форума мы вынуждены ввести премодерацию, то есть ваши сообщения не появятся на сайте, пока модератор не проверит их.
Это не значит, что на сайте вводится новый уровень цензуры - он остается таким же каким и был всегда. Это значит лишь, что нас утомили СПАМеры, а другого надежного способа борьбы с ними, к сожалению, нет. Надеемся, что эти неудобства будут временными и вы отнесетесь к ним с пониманием.
Добавить сообщение
Опрос
Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?
Stringer.Слухи
- Навальный оставил мемуары.Алексей Навальный написал автобиографию перед смертью, которая будет опубликована в этом году, сообщила в четверг его вдова Юлия Навальная, раскрыв существование текста, о существовании которого знало только его ближайшее окружен
- Чемпион по созданию слухов Валерий Соловей умер вчера в своей панельной пятиэтажке на окраине Львова
- Собчак из Литвы передала на волю маляву
- Украсть все и сесть
- Рецепты Путина
Stringer: главное
Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя
Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт
mediametrics.ru
Stringer.Top-10
- Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя
- Никита Исаев умер в поезде
- Прибыль - три миллиарда
- В колонии "Полярный волк" внезапно умер Алексей Навальный
- Новый министр культуры Ольга Любимова ругается матом и не верит ни в бога ни в черта
- Могильный холод
- Новые русские сенсации
- Скандал из-за сына Владимира Соловьева
- ЗА ЧТО И ПОЧЕМУ ВОЮЕТ РОССИЯ С УКРАИНОЙ?
- Трегулову все-таки "ушли" из Третьяковки