Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

Колонка комментатора | все материалы раздела

Позолотим войну как икону
7 Мая 2009

Елена Токарева

Каждый год празднование Великой победы все более принимает в России формы, смахивающие на религиозно-исторические праздники. Много-много позолоты. Много шествий. Военный парад с наряженными стариками на трибунах. И много фильмов, которые делают уже не режиссеры-фронтовики, а кинорежиссеры, не нюхавшие пороха. Оттого фильмы выглядят несколько фальшивыми для тех, кто смотрел другое кино, и, наверное, увлекательными для новых поколений. Таков последний сериал автора «Маленькой Веры», режиссера Василия Пичула - «Застава Жилина».

«Застава Жилина» напоминает все сразу, а больше всего, прошлогодний сериал режиссера Юрия Мороза «Апостол», который побивал все рейтинги.

Именно в «Апостоле» бесстыдно, но увлекательно создатели пренебрегают правдой характера и делают супермена из скромного школьного учителя, в короткое время научив его всему, чему он по определению научиться не мог.

Вот и в «Заставе Жилина» та же фигня. Жилин сначала робкий юноша, которым пренебрегает девушка, а потом – ух! Мачо!

Явление нынешнего сериала о войне понятное: правда о войне, и о настоящих характерах советских людей, которые эту войну выиграли, уже никому не нужна, а потребность в прославлении всего хорошего против всего плохого остается на повестке дня.

Фигура подозрительного фронтового особиста, такая страшная в постсталинском разоблачительном кинематографе, становится у Пичула карикатурной, комической, но без единого признака правдоподобия. Нас пугают, а нам не страшно, мы знаем, что все кончится хорошо, и вообще, что все это сон золотой. Нас развлекают войной.

Кино о войне вообще особый вид развлечения. Художественные ленты о войне редко ставят себе задачу напугать или рассказать правду – у них всегда другие задачи. Вызвать приступ патриотизма, назначить других героев, а не тех, кого принято считать героями, но чаще всего, позолотить прошлое.

Другое дело – документальные съемки фронтовых операторов, они-то и несут истинную правду о войне. Но вряд ли нам дадут их посмотреть. Бредущая в грязи пехота, пушки на конной тяге, это вам не раскрашенный цветными карандашами Штирлиц.

И при Сталине, и при Гитлере, естественно, «окопная правда» в моде не была, и зрителя кормили выдуманными мелодрамами типа «Жди меня» с Валентиной Серовой и танцевальными комедиями с Марикой Рокк. И зрители любили их. И Сталин любил гламурное трофейное кино. И Серову.

В хрущевскую «оттепель» были сняты самые великие фильмы о войне, но не эпопейные. Это фильмы о маленьком человеке, прошедшем большую войну. Все эти фильмы действительно гениальные: «Летят журавли», «Баллада о солдате» и «Судьба человека». О «Судьбе человека» восхищенный Роберто Росселлини сказал: "Это самое сильное, самое великое, что было снято о войне", Роберто Росселлини – основопложник итальянского неореализма, создатель бессмертного фильма "Рим — открытый город", он понимал в настоящем искусстве. После «Судьбы человека», в котором Бондарчук сыграл главную роль, Росселлини пригласил Бондарчука как актера сниматься в своей следующей картине — "В Риме была ночь".

При Брежневе маленький человек пошел по боку – начались киноэпопеи и великая роль коммунистической партии и политруков.

Режиссер Юрий Озеров и сценарист Юрий Бондарев слепили о Великой Отечественной войне несколько гигантских киноэпопей. Говорить о том, что создатели стремились выкопать какую-то особую правду о войне, - не стоит. Перед кинематографистами всегда стоит задача угодить заказчику, агитпропу. И опосредовано тому поколению, которое является потребителем продукта. Посмотрев озеровское «Освобождение», наши воевавшие отцы, конечно, поворчали, что, мол, все это позолота и сплошь пропаганда, но в целом были удовлетворены, потому что все их поколение предстало в этих лентах как герои. В 70-х и была создана вся советская киноклассика о Великой отечественной войне, страданиях и победах нашего народа. При Брежневе. «Освобождение» — художественный многосерийный фильм о Великой Отечественной войне, снятый режиссёром Юрием Озеровым по сценарию Юрия Бондарева и Оскара Курганова в период с 1969 по 1972 год. Кроме «Освобождения», была снята многосерийная эпопея по роману Бондарева «Горячий снег» и многое другое.

Мощная кинопропаганда 70-х подчеркивала тот факт, что, вопреки огромным потерям, советский народ и партия выиграли в чудовищной кровавой войне, благодаря стойкости советского народа, мудрости советских вождей. Юрий Бондарев был в 70-х главным исполнителем задач, поставленных брежневско-сусловским агитпропом перед советским кинематографом. И Бондарев идеально справлялся.

В Перестройку под подвиги советского народа и вождей на войне уже начали копать, выискивать «пятна на солнце», однако «большого кина» про ВОВ не сняли. Не было заказа от горбачевского агитпропа. Его вполне устраивала добротная продукция 70-х. Зато сняли несколько фильмов про афганскую кампанию.

А при Ельцине уже активно снимали кино про Чечню, потому что она целиком захватила умы целого поколения. Протестное поколение кинематографистов снимало кино не на государственные деньги и старалось показать, какую гнусную войну затеяли российские власти, задавив свободолюбивые позывы чеченского народа.

Возвращением темы Великой Отечественной войны в кино мы обязаны Путину и желанию его пропагандистской машины не отдать на откуп всяким внутренним и внешним врагам самого дорогого, что у нас есть, - Великой Победы. А желающих нагадить пруд пруди. Так что тематику нужно было срочно спасать.

Однако по нынешней кинопродукции трудно судить, какой все-таки заказ дает идеологический куратор кино Владислав Сурков кинематографистам. Нынешнее кино о войне снимают те, кто не воевал. То, что в очередном многосерийном кино о войне нет ни слова правды – говорить излишне. Мы уже заметили, что такая задача не ставилась ни перед кем из создателей военного художественного кино. Только в хрущевскую оттепель неожиданно сделали несколько пронзительных фильмов о войне.

А чего нынче хотят изобразить?

К настоящему времени рекламщики в Интернете активно пишут о главной премьере Первого канала, фильме Василия Пичула «Застава Жилина»: «Сценарий для картины написал Ариф Алиев, сценарист фильмов «Монгол», «1612» и «Кавказский пленник». Поставил фильм Василий Пичул, творец знаменитой «Маленькой Веры». Оператором на проекте стал патриарх российской кинематографии Вадим Алисов («Жестокий романс», «Вокзал для двоих», «Зависть богов» и др.). В главной роли — Александр Лымарев, он сыграл Павла Жилина. Его соперника сыграл актер театра «Современник» Иван Стебунов. Главную героиню, Лизу, сыграла Екатерина Вилкова». Все, вроде, соблюдено: красивые популярные артисты, модный сценарист. От скуки можно и посмотреть.

Наверное, перед создателями этого сериала была поставлена, как всегда в наше время самая обычная задача: отметиться. Ну, и, конечно, сделать рекламоемкое развлекательное кино о войне.

Прочитав список фильмов, сценарии для которых писал Ариф Алиев, умный поймет с полуслова – это многобюджетные, батальные блокбастеры на исторические темы, героические поверхностные сказки. Правда, исторические фигуры и события, которые послужили отправной точкой для создания этих «Монгола», «1612» так далеки, что претензии не принимаются. Иное дело «Застава Жилина». Тут можно было бы и приложить лекало из лучших произведений советских мастеров. Но сделав это, тут же получишь по сусалам: фильм явно создавался для нового поколения. Оттого там исторической правды – ноль. Старикам, которые прошли войну, советуем не беспокоиться: им, наверное, будет смешно. Главная тема: перевоплощение робкого очкарика в ого-го какого крутого мачо. Так сейчас делают сериалы о войне.

Пипл хавает.

О раскрашенном цветными карандашами хите нашего детства «Семнадцати мгновениях весны» писать не будем – это лишнее. «Семнадцать мгновений» с молодым Табаковым испортить трудно, даже если постараться. Но смотреть уже неинтересно. Это уже мульфильм.

Обсуждение статьи

имрератор
Jul 6 2009 6:27PM

брежнев дурачок и вылез благодаря Хрущеву а после его кинул.Бессовесный петух.

Феодосий(священник)
Jun 15 2009 1:00PM

Очень злые и реакционные критика и отзывы в средствах массовой информации.Рекомендовал бы и создателям и полемистам вначале победить зло в себе самих и помнить, что за слова дадим ответ как и за сами действия.

Нохчо
May 13 2009 4:05PM

Это мы взорвали газопровод.Аллаху Акбар!!!

Анастас
May 11 2009 2:24AM

Не совсем согласен с мыслью автора о том, что "по нынешней кинопродукции трудно судить, какой все-таки заказ дает идеологический куратор кино Владислав Сурков кинематографистам".

А какой "заказ" может дать чеченец Дудаев-Сурков, дальних родственников и предков которого И.Сталин приказал выселить из республики? Заметьте, не покарать огнем и мечом, как Путин и Ельцин, а выселить, что, конечно, тоже неприятно. Поэтому надо бичевать "сталинизм", Красную Армию и убеждать тот самый "пипл", что Великую Отечественную войну выиграли костями бойцов, руками уголовников вопреки планам, приказам и полководческому таланту Верховного Главнокомандующего и его Ставки. Так родился пасквиль на войну "Штрафбат", от которого фронтовиков действительно тошнит. Однако его создателей Путин вроде даже поощрил.

Фальсификацией войны 8 лет занимался Путин, а сейчас по его следам идет Медведев. Он тоже в поздравительной речи на Красной площади 9 мая ни разу не сказал дорогих каждому фронтовику и труженику тыла слов: "Победа советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне".

Не было в словах Медведева многонациональной Красной Армии, товарища Сталина и его прославленных полководцев - маршалов Советского Союза Жукова, Василевского, Конева, Рокоссовского, Толбухина… Не было и русского народа, вынесшего на себе основную тяжесть войны. Как не было и 27 миллионов граждан СССР, павших в той жестокой войне за освобождение своей страны и всего мира от коричневой чумы.

Слушая Медведева, невозможно понять, какие же страны воевали в 1941 - 1945 гг. Не назвал он ни СССР, ни нацистскую Германию и вообще непонятно, кто на кого напал. Не было и антигитлеровской коалиции. Не было и русского народа, вынесшего на себе основную тяжесть войны. Как не было и 27 миллионов граждан СССР, павших в той жестокой войне за освобождение своей страны и всего мира от коричневой чумы.

Так что же вы хотите от кино, если снимать и показывать правду запрещено из самого Кремля? Если оттуда поступает заказ снимать про войну клевету и "чернуху"?

Иностранец
May 10 2009 4:42PM

Вообще-то по прохождении колонны командир проходит к трибуне, именно с отданием чести, после он представляется руководству...

Насколько я знаю, сейчас прямо заставляли улыбаться при прохождении, типа, как нам хорошо в стране буржуйской жить, как нам хорошо под началом Табуреткина служить...

Критик
May 9 2009 3:42PM

Сегодняшний парад произвел на меня почти такое же впечатление, как и сегодняшнее кино о войне. Была ли это мощь или просто выставочные образцы техники, не знаю, но почему-то кажется, что это что-то вроде рекламного ролика, расчитанного на всех заинтересованных лиц. Один гражданский человек другому гражданскому человеку с видимым удовольствием и с удивительной легкостью рапортовал о готовности к маршу. Лет пять назад ни один, ни другой даже во сне не могли представить себя в этом качестве, а десять лет назад за такие мысли можно было просто угодить и в "веселый" дом. Но случилось! Состоялось! И зашагали легионы под их командованием на параде. Мечта состоялась, хотя она, наверное, даже и мечтой совсем недавно не была. Вот только припоминается, когда смотришь на марш, что вместе с ним идет военная реформа и те, кто отдавал рапорт и те, кто его принимал, и кто с детками и женами сидел на VIP-требунах, имеют к ней непосредственное отношение. Кого из молодых офицеров-участников парада она коснется? Кто из них пройдет также в следующем году, или через год? И снимут ли когда-нибудь и об этом фильм, в котором не будет гламурных генералов и гламурных капитанов с гламурными радистками? Будет ли вообще кому снимать и что снимать?

И еще бросилось в глаза, что и правофланговые и кое-кто в центре строя еле сдерживали веселые улыбки прямо во время марша (а кто-то и не сдержался!). Это было выражение удовольствия, определяемое в нынешнем слэнге словом "круто". своего рода, "привет ребятам и девчонкам со двора". Пусть так, пусть в этом нет ничего плохого, но подобный парад, если мне не изменяет память, воспринимался всегда и участниками и зрителями как очень и очень "несмешное" мероприятие и никакие улыбки в строю были недопустимы, потому что неуместны. Однако именно "крутое" полуголливудское кино привело к тому, что и тут можно ухмыльнуться, "приколоться". Не боевой уважаемый, авторитетный маршал отдает рапорт и нет в этой улыбке ничего такого, что отличало бы ее от общего настроя в политическом бомонде, воспринимающем все это действо как дорогое шоу с выделенными для этого же бомонда комфортабельной VIP-зоны. В этом всё дело! Можно и ухмыльнуться, подмигнуть, щелкнуть языком. Круто! И смешно...

И еще одно. Во время прохождения одной из парадных колонн из командирского состава вдруг, не убирая руки от козырька, вправо, к главным трибунам, зашагал офицер, намеренно изменив траекторию движения. Камеры сразу оборвали этот план. Кто это был? Почему он это сделал? Вот это - кино! Вот это может оказаться интересным сюжетцем! Похоже, ничего не произошло, но случай все же был. Что это? Знает ли кто-нибудь? Скажите, если знаете, в форуме.

Helen-критику
May 9 2009 12:14PM

Думаю, что вы хорошо подвели черту. Действительно, беспокоит развлекательность кино о войне, откровенная фальшь и выхолащивание смыслов. Делать это можно по-разному. Можно, как в киноэпопеях, показывать только золотопогонных маршалов с указкой у карты, и батальные сцены, в которых сжигают танков больше, чем в реальных сражениях. А можно, как нынче, в "питерский период", показывать кино "про разведчиков", про "шпионов", диверсантов и особистов, которые все, как один, суки и негодяи. Ни капли искренности.

Это никак не назвать живой памятью.

В фильме "Застава Жилина" нет ни одного точного эпизода. Ни одного. Фильм рассчитан на бесчувственных людей. Ни в коем случае не вызвать слезы! Попкорн и семечки.

Критик
May 9 2009 10:06AM

Правы и Стрелок, и Елена. Более того, как ни странно, они не противоречат друг другу, хотя и вступают в как будто в спор. Дело в том, что каждый из них говорит об известном ему сегменте кинемотографа и точно определяет его реальную стоимость. Думаю, что Елену беспокоит то, что беспокоит и Стрелка - отсутствие искренности у власти даже в таком, как поминание войны и тех, кто ее вынес на своих судьбах. Искренность создателей кино и власти, потворствующей в этом, выражалась и выражается в качестве лент, в их реалистичности. Кто-то сказал, что кино - это снятые на пленку мысли. Ну какие могут быть мысли, если они называются "9-й ротой" или еще каким-нибудь бредом про покушение на Сталина или еще что-то в этом роде! Бред и есть! Вот это называется кинематографом "питерской" эпохи. Правы и Стрелок, и Елена. Их это возмущает, как мне кажется, и они нахордят аналоги этому в прошлом, потому что ничто ни из чего не произрастает. У сорняков тоже есть корни, а порой они покрепче держат эту дрянь, чем держатся в жизни благородные культуры. Посмотрите на наш политический бомонд!

А вообще-то всех с Днем Победы! Нет праздника достойнее!

1941
May 9 2009 12:49AM

трудно говорить о "Победе",когда по большому счету, народ как был рабами -так и остался рабами! Как был народ голодный - так и остался Голодный! Из каждых 30 мужчин 20-40 лет только один остался вживых....После войны люди вымирали от болезней и истощения... А в это время тысячи эшалонов вывозили зерно и продовольствие в страны "народной демократии"",чтобы показать миру ,как хорош сталинский социализм...За подобраный на колхозном поле колосок давали 10 лет лагерей даже детям 14 лет... Народу не дали ни свободы ,ни хлеба,у колхозников отбирали все... А ведь ,по-сути, все эти страны : болгария,румыния,венгрия,чехос

ловакия, все ублудки -прибалты -все воевали на стороне германии и снабжали ее продовольствием ,сырьем и военной техникой!Недальновидный Сталин мог заставить этих врагов работаыть на победившую Россию..., но умом не вышел, и.....Россия работала на вчерашних врагов,истощая себя и русский народ...Вот,что означает безликая антинациональная власть русофобов ,нерусей,которые и сегодня умудряются уничтожать русское население! И получается сегодня,что наши отцы погибали,чтобы сегодня абрамовичи и другие воры при помощи кремлядей пользовались богатствами страну,а обдуреный народ остался ни с чем...,т. нищим! Русский народ победил,пролив море крови... пускай в этой крови захлебнутся и сегодняшние его враги!

Helen
May 8 2009 9:57PM

Я не стала смотреть "9-ую рвоту" - так его кличут. Не люблю я эту чернуху.

Страницы: 1 | 2 | 3 |

Уважаемые участники форума! В связи с засильем СПАМа на страницах форума мы вынуждены ввести премодерацию, то есть ваши сообщения не появятся на сайте, пока модератор не проверит их.

Это не значит, что на сайте вводится новый уровень цензуры - он остается таким же каким и был всегда. Это значит лишь, что нас утомили СПАМеры, а другого надежного способа борьбы с ними, к сожалению, нет. Надеемся, что эти неудобства будут временными и вы отнесетесь к ним с пониманием.

Добавить сообщение




Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru