Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

Колонка комментатора | все материалы раздела

Вайда с точки зрения обывателя
27 Июня 2017

Елена Токарева

В последние годы ходить в кино становится неприятной обязанностью. Как на партийные собрания. Нет, не так. Смотреть фестивальное кино - это тяжелая обязанность интеллигентного человека. Если мы не пойдем, то кто пойдет?

Чрезмерная политизация мешает воспринимать искусство. Кино, наряду с так называемым современным изобразительным искусством, стало политинформацией, лозунгом, призывом крушить старый мир.

Иногда, может быть, иллюстрированным курсом истории КПСС - был такой предмет у нас в вузах. Предмет извели, но только в вузах, и он перекочевал в кино.

Классики кинематографа даже не заботятся, чтобы кино было похоже на искусство, как не заботятся и современные художники, чтобы их инсталляции были похожи на искусство.

Лозунг такой: пришел - мучайся.

И я пошла мучиться в Третьяковскую галерею, где в камерной обстановке в рамках нынешнего Московского кинофестиваля показывали последний фильм Анджея Вайды "Послеобразы".

В Москве его уже показывали. И все, для кого кино, и в частности, польское кино, это больше профессия, чем удовольствие, уже его посмотрели.

Радио Свобода по этому поводу давно отписалось. Мучительное искусство - это их искусство. Мучительное кино - это их кино. Они его рекомендуют, они его пропагандируют, рекламируют. И если ты не идешь его смотреть, то ты -дубина, ничего не понимающая в искусстве. А если ты идешь, к тому же, смотреть не Вайду, не Звягинцева, а какого-нибудь Бондарчука, то ты, к тому же, еще и идиот. Выпадаешь из круга. Ты - обыватель.

Я не буду утверждать, что Вайда хуже Бондарчука. Хуже просто не бывает. Но в Вайде главное - это не то, КАК сделано это кино, а его беспросветность. Беспросветность очень старого человека.

«Послеобразы» - так называется последний фильм Анджея Вайды, который вышел на экраны Америки в конце мая. Фильм был номинирован на «Оскар» в прошлом году. Это последняя картина, завершающая карьеру выдающегося польского режиссера, который умер в 90 лет. Того самого режиссера, который вышел на мировую арену с легендарным фильмом «Пепел и Алмаз», фильмом о трагедии послевоенного польского поколения. Ушел Вайда, сделав свой последний фильм о трагедии польского художника Владислава Стржеминского в послевоенной советской Польше, - пишет радио Свобода.

Добавим: Владислав Стржеминский - это теоретик и практик польского абстракционизма. Он ученик Малевича, поклонник Шагала и так далее.

При этом Вайда, рассказывая об абстракционисте, сделал фильм в предельно реалистической манере. Так всего два кадра могут претендовать на художественное обобщение, на метафору.

Это кадр вначале, когда художник сидит у себя дома в полной нищете и пишет очередную картину, пользуясь световым днем, а в это время на фронтоне облупленного здания, в котором он живет, пристраивают гигантский красный транспарант с портретом Сталина, и кумачовый транспарант заливает кровавым светом окно художника. Как кровью. Художник добирается на своей одной ноге до окна и прорезает дырку в кумачовом полотне, ведь ему необходим свет!

С этой минуты его жизнь становится адом. Его отовсюду выгоняют, и из Союза художников, и из Академии художеств, и главное - отбирают продуктовые карточки, обрекая его на голодную смерть.

Фильм предельно тяжелый. И предельно натуралистичный. Это жесткое кино, невероятно правдивое, гипереалистичное, снятое недрогнувшей старческой рукой великого художника, который отказался от всякого художества ради обличения. Это протокол.

Польский коммунизм в послевоенной Польше показан так, что ты понимаешь, что советский сталинизм отдыхает перед польским. Польские "товарищи" жрут поедом художника и теоретика искусства за его взгляды на предмет, реально заставляя его умереть с голоду. Они не дают ему работать даже на складе. А он при этом выдающийся художник и профессор, который учился у Малевича и Кандинского. Жалкие польские жополизы Сталина, убогие эпигоны великого советского коммунизма, оказались хуже фашистов.

Художник инвалид, у него нет одноной руки и ноги, он инвалид Первой мировой. Он тем не менее создает свои полотна, читает лекции в лодзинской Академии художеств, которую он создал и откуда его выгнали за взгляды на искусство. А искусство - это политика. Сегодня Лодзинская академия изобразительных искусств носит имя Владислава Стржеминского.

Мучительно показана 13-14 летняя дочь художника, которая живет в интернате. Дома она умерла бы от голода. Девочка хочет как-то вписаться в современную жизнь, ходить на демонстрации с красными флагами, читать стишки про Сталина...но как все это делать с таким отцом?

Ни один соотечественник художника не попытался ему помочь и принести кусок хлеба. Немного помогал друг-поэт, такой же изгнанник, как и художник. Но его возможности тоже ограничены. Его давно не печатают. Все вокруг сволочи, кроме его студентов, которым он успел вложить в головы "послеобразы". Они перепечатывают на раздолбанных печатных машинках его лекции, его трактат, они пристраивают профессора после увольнения куда-то работать за буханку хлеба.В последнее время он готов даже рисовать портреты Сталина...

Но его отовсюду гонят.

Смысл заключительной метафоры Вайды я не смогла расшифровать: художник работает среди манекенов, пытаясь декорировать голые пластмассовые тела, будто трупы в морге, тканями, но падает замертво, и над ним покачивается голая рука манекена...

Да, черт бы с ним. Все и так понятно. Никакого польского патриотизма, никакого национализма, голый коммуно-фашизм, далекий от всякой гуманности.

Короче, вечер в Третьяковке был испорчен.

Как справедливо говорил Владислав Стржеминский, искусство - это не там, где красиво, это там, где страдание. Так что художник-акционист Павленский, который прибивал к брусчатке на Красной площади свою мошонку, исходя из этой теории, гораздо в большей степени художник, чем Рафаэль...

Обсуждение статьи

Короче жизнь предателям
Jul 4 2017 12:30AM

ANEKDOT

Заходит в бар мужик

Садится за стойку.

Десять минут сидит молча. Поворачивается в сторону окна, еще десять минут сидит молча.

Подзывает бармена. Смотрит ему в глаза, бармен смотрит в ответ. Это продолжается примерно полчаса. Просит стакан воды. Бармен приносит стакан. Мужик смотрит на него пять минут. Кладет голову на стол, лежит так еще двадцать минут.

Погружает палец в стакан и начинает им водить туда–сюда, помешивая воду. Это длится час.

После этого встает, надевает пальто и уходит, но в дверях застывает и смотрит на людей в баре еще полтора часа. Люди молча смотрят в ответ.

Уходит.

Бармен:

— Тарковский гений!

Кузя Адмирал
Jun 29 2017 10:04AM

Сочувствую, сам терял ЖИЗНЬ и радость, когда гораздо моложе пытался постичь формулы кино МСК еще в 70! Это паразиты на теле жизни, это - капрфаги мысли и искусства.

Надо ходить на детские утренники и выпускные вечера, чтобы не заразиться тленом современного кино от извращенцев и пустых философов мелких наций! Но они пытаются продать свою болезнь и ненависть к миру и ЖИЗНИ под видом своих поделок!

Пусть, гниют на своих киноутрениках, вместе с Никитокой Михалковым и его любовников!

Страницы: 1 |

Уважаемые участники форума! В связи с засильем СПАМа на страницах форума мы вынуждены ввести премодерацию, то есть ваши сообщения не появятся на сайте, пока модератор не проверит их.

Это не значит, что на сайте вводится новый уровень цензуры - он остается таким же каким и был всегда. Это значит лишь, что нас утомили СПАМеры, а другого надежного способа борьбы с ними, к сожалению, нет. Надеемся, что эти неудобства будут временными и вы отнесетесь к ним с пониманием.

Добавить сообщение




Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru