Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

Монитор | все материалы раздела

Субсидии особого режима
1 Июня 2010

В 2010 году государство выделило на финансирование кинопроизводства сумму доселе невиданную — 4,907 млрд рублей. А также ввело новую схему распределения этих средств между студиями-производителями: через специально созданный Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. Восемь компаний получат по 250 млн рублей на производство и прокат новых фильмов. Впрочем, экспертам уже сейчас очевидно: эти нововведения сильно улучшат жизнь отдельных людей, близких к «кормушке», но никак не помогут индустрии в целом

Распределили почти 5 млрд рублей весьма специфически. Ни копейки из них не пойдет на то, в чем действительно нуждается кинобизнес.

Хитрости распределения

Во-первых, кинопроизводители в один голос говорят: чтобы кинематограф мог развиваться, требуются серьезные меры по борьбе с пиратством, в том числе, на законодательном уровне. Подчини государство пиратский рынок DVD легальным правилам торговли — прибыль российских правообладателей выросла бы на $1,5–2 млрд. Не подаренных властью из средств налогоплательщиков миллиардов, а своих, честно заработанных. В распоряжении властей для борьбы с пиратством имеются и технологии такой борьбы, и специалисты, но четкой программы нет даже на уровне заявлений.

Часть денег — 1,4 млрд рублей — поступит в Минкультуры, и официально заявлено, что они предназначаются на поддержку авторского, документального, детского кино и на дебюты. Председатель Комитета Госдумы по культуре единоросс Григорий Ивлиев уверяет: «В сфере артхаусного кино Министерство культуры объявило конкурс, в рамках которого было подано 30 заявок, причем заявки принимались как от кинематографистов восьми отобранных компаний, так и от свободных художников. Дебютное, авторское кино также спонсируется, и государственную помощь эти проекты получат уже этим летом». Однако попытка The New Times получить подтверждение от чиновников вызвала в министерстве настороженность, на вопросы, посланные по электронной почте, ответы не пришли, а телефонную трубку просто перестали брать.

Часть денег выделяется на совсем уж странные нужды типа «продвижения российского кино за рубежом». Мало нам позора с Русским домом на Олимпиаде, теперь, видимо, такие же «русские шапито» вместе с цыганами, медведями, чадами и домочадцами чиновников на деньги налогоплательщиков будут кочевать с кинофестиваля на кинофестиваль. Те, кто консультировал правительство, как-то позабыли разъяснить, что если хороший фильм есть, его заметят в мире и без 112 млн рублей на «продвижение за рубежом». А если его нет, то какую сумму ни потратишь, делу это не поможет.

Львиная же доля денег, 2,86 млрд рублей, предназначается Федеральному фонду социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. Фонд был создан в конце 2009 года по итогам заседания правительственного совета по развитию отечественной кинематографии под председательством премьер-министра Владимира Путина. Основной задачей фонда объявили распределение этих самых миллиардов между «лидерами отрасли».

В марте этого года, по итогам некоего отбора, объявленного «объективным», были выбраны 8 кинокомпаний: «СТВ» Сергея Сельянова, «Дирекция кино» Анатолия Максимова, «ТРИТЭ» Никиты Михалкова, «Централ партнершип» Рубена Дишдишяна, «Профит» Игоря Толстунова, Art Pictures Федора Бондарчука и Александра Роднянского, «Базелевс» Тимура Бекмамбетова и «Рекун-синема» Валерия Тодоровского. Каждая из них должна получить практически безвозмездно по 250 млн рублей и выпустить минимум по 3 картины (в бюджете которых доля государственных денег не должна превышать 70%).

Если все это перевести с бюрократического языка на общедоступный, то получится следующее: 8 продюсеров (действительно успешных, талантливых и уважаемых) пролоббировали создание фонда и получили много государственных денег лично себе. Поставив других успешных и уважаемых продюсеров в крайне невыгодные конкурентные условия и плюнув на действительные нужды киноиндустрии.

Беда с окупаемостью

Вот вполне типичная арифметика для среднестатистического российского фильма. Допустим, производство обошлось в $4 млн. На рекламу потратили $1 млн. Фильм вышел в прокат. 50% бокс-офиса забрали себе кинотеатры, еще 15% — прокатчик. Стало быть, чтобы «отбиться в ноль», фильм должен заработать в прокате $8,25 млн (и это еще без учета налогов). Многим ли отечественным «шедеврам» такое по плечу?

Из всех наших фильмов, вышедших на экраны в 2009-м, заработали в прокате всего три. «Любовь-морковь 2» (производство компании «Реал-Дакота» Рената Давлетьярова): бюджет — $3 млн, 931 копия, сборы — $17, 85 млн; «Любовь в большом городе» («Леополис» Сергея Ливнева): бюджет — $3,5 млн, 673 копии, сборы — $9,12 млн; «Каникулы строгого режима» («Дирекция кино» Анатолия Максимова): бюджет — $5 млн, 1041 копия, сборы — $17,6 млн.

Если бы рентабельность была критерием отбора «лидерских» компаний, пришлось бы дать денег «Реал-Дакоте» Давлетьярова или «Леополису» Ливнева. И усомниться в Роднянском с Бондарчуком: на оба их «Обитаемых острова» было истрачено $36 млн, заработали же они в прокате (на двоих) $27,9 млн. Не говоря уже про Михалкова с его бюджетом на «Предстояние» почти $55 млн, который отобьется никак не раньше морковкиного заговенья. Но все эти факты оказались за бортом «объективного отбора», проведенного компанией Movie Research.

Сомнительный отбор

Что же тогда послужило основанием для выбора? При этом никто не задал главного вопроса: есть ли у продюсерских компаний проекты, которые они готовы запустить? Потому что хороший сценарий — редкость. Хороший режиссер, которому понравился этот сценарий и он готов снимать по нему фильм, — редкость вдвойне. Ведь не из-за лени Игорь Толстунов («Профит»), к примеру, за последние три года выпустил всего две полнометражные картины, а оттого что нет проектов. В каждой крупной кинокомпании в год редакторами прочитывается около 2000 сценариев — а снимать нечего.

Между тем серьезных игроков в кинопроизводстве немного — не более 20 компаний. Что мешало распределить между ними деньги, через пару лет оценить результаты и по итогам действительно объективно и действительно прозрачно выбрать «лидеров отрасли»? Тогда бы все это можно было назвать Фондом поддержки кинематографии. А сейчас это похоже на коррупционный сговор нескольких ушлых продюсеров.

Плата за победу

Сегодня «восьмерке» продюсеров кажется, что они Бога за бороду схватили. Ведь возвращать потраченные деньги государству им в любом случае не придется. Пока в результате дележки 4,907 млрд рублей мы получили следующий результат: у нас был один Михалков, а теперь восемь. Не тот Михалков, который «Неоконченную пьесу…» снял, — он один и в прошлом. А тех, кто хочет жить на всем готовом, как Михалков нынешний, не сильно отвлекаясь на качество производимого продукта и рентабельность производства. Их теперь восемь — и они все в настоящем.

Полностью материал в New Times

Обсуждение статьи

Борис Поздняков
Jan 3 2012 9:39PM

Пробовал подать на господдержку в Фонд. Денег не дали. А ведь в "Роспечати" экспертный совет хорошего мнения о моём сценарии. Значит, в Фонд, в рабочую группу по детскому кино пригласили работать совсем далёких от детского кино деятелей. Или решили профинансировать "своих", с именами и званиями. Считаю, что Фонд несправедливо поступил с моим кинопроектом!

Борис Поздняков
Jun 3 2010 1:14AM

Всегда забываете, господа, о детском кино! На западе именно детское кино приносит большую прибыль. А у нас Премьер говорит о приоритетности детского кино, на денег на производство детских фильмов не даёт. Я долго просил Эрнста помочь. Его ответ: "Детские фильмы не снимаем. На "Школу" деньги нашли! У меня «Я бы в грузчики пошёл!». Фильм о необходимости учиться в школе, чтобы в будущем, стать Президентом, а то у нас, порой, их не хватает. И нет новых детских фильмов.

Утверждения Премьера о приоритетности его финансирования - словесные "пустышки" и "погремушки" для русских ребятишек. Пора Премьеру стать деловым человеком, который фактически делает, что говорит. Успех не в деньгах, а в таланте создателей фильмов. Детское кино должно финансироваться безоговорочно! На хороших российских детских фильмах воспитывается нация. На днях Минкультуры приняло дикое решение финансировать детское кино только на 70 процентов. Решили не ссориться более с аудиторами. Вот как Родина заботится о наших детях!

Кинорежиссёр Борис Поздняков

http://sanish1988.narod.ru/

Страницы: 1 |

Уважаемые участники форума! В связи с засильем СПАМа на страницах форума мы вынуждены ввести премодерацию, то есть ваши сообщения не появятся на сайте, пока модератор не проверит их.

Это не значит, что на сайте вводится новый уровень цензуры - он остается таким же каким и был всегда. Это значит лишь, что нас утомили СПАМеры, а другого надежного способа борьбы с ними, к сожалению, нет. Надеемся, что эти неудобства будут временными и вы отнесетесь к ним с пониманием.

Добавить сообщение




Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru