Монитор | все материалы раздела
Похоже, построили что-то не то
5 Марта 2012
С тем, что рынок все решит и все отрегулирует, мы согласились в 1991-м. С тех пор и дожидаемся, когда же он начнет. Перемены, конечно, наблюдаются. Но все как-то не в нашу пользу. Да и рыночные ли они на самом деле?
Возьмем, к примеру пригородные поезда. При неэффективном плановом хозяйстве они совершенно убыточно для железной дороги привозили по утрам в крупные города работяг и студентов, чтобы те, не забивая себе головы транспортными проблемами, производили для страны прибавочную стоимость или готовились в аудиториях к этому процессу. Разве рачительный рынок позволит себе такую бесхозяйственность?
За двадцать лет электричек стало поменьше: зачем, собственно, воздух возить? Рынок, понятное дело, требует, чтобы пассажиры забивали электрички как поезда метро в часы пик. Иначе какая эффективность?
Стоимость проезда возросла настолько, что гражданам стало выгоднее прямо в вагонах с контролерами расплачиваться. Или услугами коммерческого автобуса воспользоваться. Даже обладатели месячных или сезонных билетов, то есть пассажиры самые постоянные, почувствовали разницу. Сегодня им просто предлагают оплатить вперед стоимость поездок по сути в полном объеме. Да еще при этом то нужный поезд отменят, то немного не довезут, то слегка придержат в чистом поле, чтобы "Сапсану" не мешали. А параллельно железнодорожное начальство постоянно жалуется, что работает себе в убыток, и требует компенсаций от городских и областных властей.
Каждый раз, когда про это говорят и пишут, ужасно хочется спросить: хоть кто-нибудь, независимый и компетентный, когда-нибудь проверял, насколько соответствуют действительности представленные железнодорожным ведомством расчеты? Электрическая тяга дешевле бензиновой, народу в поезд помещается побольше, чем в салон одного автобуса. Каким же образом получается, что стоимость проезда почти аналогична? Так не бывает. Если же все-таки случается, настоящие рыночные отношения требуют разобраться, куда у железнодорожников деньги утекают. Тем более, что ОАО "РЖД" — компания государственная. А государство вроде должно быть заинтересовано не только в том, чтобы отдельные ее подразделения больше получали. Или заботиться об удобстве для граждан рынок не позволяет?
Чуть в сторону. Крупнейшие японские производственные корпорации уже многие десятилетия заботятся о том, чтобы их сотрудники добирались до места работы в максимально комфортных условиях. На японском рынке подсчитали, что дополнительные расходы на эти цели с лихвой перекрываются за счет более высокой производительности труда наемного работника, который по дороге не расходовал непроизводительно ни силы, ни нервы. А западные тарифы на проезд в их пригородных поездах, на которые любят ссылаться наши железнодорожники, не допускают, чтобы пассажир ехал в вагоне стоя. Но это — в развитых экономически странах. Мы, надо полагать, не доросли.
Другая вроде бы рыночная реальность тоже связана с транспортом. Индивидуальным. Рост благосостояния российских граждан нередко иллюстрируют количеством собственных автомобилей. Особенно заметным он стал после того, как в Петербурге занялись ликвидацией гаражных кооперативов. Начинался процесс вполне здраво: места гаражи занимают много, и украшением для города не являются. Но дальше бесспорные сторонники рыночной экономики про свои принципы запамятовали. Вместо того, чтобы сначала построить паркинги и переселить в них автомобили, а уж потом использовать освободившуюся территорию, владельцам гаражей сообщили, что никакие они не собственники, а потому должны место освободить. Только после целой серии пикетов, митингов и судебных разбирательств согласились на выплату компенсаций. Правда, в размерах, место в паркингах не гарантирующих. Впрочем, необходимого количества эквивалента гаражей все равно в городе так и не появилось. А рынок по-российски вовсе не предполагает равенства сторон: сила есть — платить не надо. Зато, в качестве регулировщика, он отправил автомобили из гаражей во дворы, на детские и спортивные площадки, на обочины городских улиц, где они оказались предметом ненависти горожан и источником постоянного беспокойства для владельцев.
Точно по тому же принципу, кстати, решался вопрос о выселении граждан из приватизированных (то есть, из их собственных) квартир за неуплату квартплаты. Причем суды встали на сторону городской администрации, не задумавшись даже о том, что одновременно признают фиктивным любое право собственности. Чем приватизированный нефтепромысел от квартиры отличается? Только суммой оценки. А это категория не юридическая.
Бог с ними, со структурами, которые власть или при власти. Сочтем их пережитками проклятого социализма. Однако и с коммерческими структурами рынок почему-то управиться не может. Представьте, например, что вам срочно потребовалось запломбировать зуб. Отыскать в Петербурге соответствующее медицинское заведение не составит никакого труда. Более того, вам даже в очереди стоять не придется. Отлично оснащенные стоматологические центры от наплыва клиентов не страдают. Не потому, что у горожан зубы не болят — просто та же пломба обойдется здесь в четырехзначную сумму, которую далеко не каждый может себе позволить. А уж если потребуется зуб вставить, пенсионеру не придется им пользоваться до следующей пенсии.
По классическим рыночным законам сложившаяся ситуация должна привести к конкуренции между стоматологами и к снижению тарифов. Но какое нам дело до классики? Центры действуют строго в другом направлении: компенсируют сокращение числа пациентов повышением тарифов. Деньги те же, а работы меньше.
Регулирует рынок и другие стороны нашей действительности. Скажем, в Госдуме рассматривают и принимают закон, ужесточающий наказание за педофилию. В Санкт-Петербурге параллельно устанавливают ответственность за пропаганду нетрадиционного секса. А в газетных киосках секс предлагается в неограниченных количествах: глянцевыми изданиями с фотоизображениями полу- или полностью обнаженных знаменитостей торговать выгоднее.
Власти сетуют, что россияне утратили статус самой читающей нации и катятся в направлении анекдота, утверждающего, что знакомство с теорией относительности стоит отложить до того момента, когда ее экранизируют. Акции под названием "Время читать!" организуют. А прошлись бы вместо этого по книжным магазинам, познакомились с ассортиментом разумного, доброго, вечного, который потенциальному читателю предлагают, на ценники заодно глянули — и сразу еще одна гримаса рынка станет налицо.
Торговля дорегулировалась до того, что владелец места на рынке стремится получить за килограмм картошки ровно столько же, сколько сельчанин, полгода ее выращивавший. А сетевым универсамам и этой (двойной!) наценки недостаточно.
Реклама утратила свое предназначение двигателя торговли, и только благодаря ей, в перерывах между рекламными роликами, мы имеем возможность посмотреть интересный фильм или футбольную трансляцию.
Теперь рынок мощно продвигается в школы, и строго в соответствии с образовательными реформами родителям предлагают определиться, на какие из признанных дополнительными предметов они скинутся, а на каких предпочтут сэкономить.
Чтобы педагоги от такой щедрости ненароком не разбогатели, им периодически предлагают доходами поделиться. В форме переаттестации. Для ее успешного оформления очень не мешает представить документ об окончании курсов повышения квалификации. Платных, разумеется. При этом никого не интересует, что иные из наших педагогов куда грамотнее преподавателей с этих курсов. Поговаривают, в частности, что в ближайшее время всем сотрудникам детских садов предстоит освоить компьютерные премудрости до уровня пользователя. И совершенно неважно, что многие из них давно с компьютером на ты. Главное — бумажка с курсов.
Перечень рыночных достижений вполне можно продолжить. Но надо ли? И так ясно, что человеческие потребности в рамках рыночных отношений оказались вторичны. Главное — прибыль. Ради достижения которой вполне допустимо ухудшать условия человеческого существования. Сокращением количества и повышением стоимости проезда в электричках. Выбрасыванием на улицы и во дворы тысяч превратившихся в бомжей автомобилей, между которыми скоро не только другие авто, но и пешеходы не смогут пробраться. Пропагандой секса и насилия — под разговоры о возрождении семейных ценностей. Внушением уверенности, что создание материальных ценностей — занятие низкооплачиваемое и малоуважаемое. Что все мы существуем исключительно для того, чтобы хозяева нынешней жизни смогли, наконец, пожить в свое удовольствие. А любое отступление от этой цели расценивается, как предательство принципов демократии, приравниваемое к инакомыслию.
И совершенно неважно, что наши старинные города теряют свои исторические лица. Что подрастающее поколение все меньше знает и умеет. Что только дикарю свойственно считать, будто сырьевые ресурсы неисчерпаемы. Что решения, приносящие сегодня какие-то прибыли, оборачиваются в дальнейшем своей противоположностью. Потому что рынку положено жить сегодняшним днем. А про завтрашний пусть думают те, кто будет жить завтра.
Самим нам думать не рекомендуется. А то придем ненароком к выводу, что какой-то не тот рынок построили. Надо бы другой поискать. Что-то вроде капитализма с человеческим лицом. Потому что нынешний на нас работать не настроен.
Анатолий Наумов, rosbalt.livejournal.com
Обсуждение статьи
- frodo_lives
Mar 6 2012 6:34PM Автор либо очень молод, либо в 80-е годы питался из спецраспределителя, а одевался из сотой секции ГУМа. А я помню, как приходилось в 7 утра занимать очередь за колбасой, и как в 10 утра ни в одном магазине не оставалось ни молока, ни кефира. Рынок решил эту проблему за полгода. Конечно, не для всех - но, хотя бы, для тех, кто был готов вкалывать по-настоящему. Рынок действительно нацелен на получение прибыли - но именно поэтому в нем человеческие потребности первичны, иначе не продашь то, что произвел. Наша беда не имеет отношения к рынку, наша беда - что приходит банда "государевых слуг", и каждый требует взятку. В Москве коррупционная составляющая в цене квартир достигла 50% - поэтому и приходится отдавать безумные деньги за достаточно скромное жилье.
- Елена
Mar 6 2012 12:12AM Глобальное обобщение.
Ты умеешь писать в унитаз, но не имеешь на это дело сертификата? Заплати, получи и - писай.
... пойти, что ли под кустиком насрать? (Получив сертификат. Попробуй - останови!)
- Все просто
Mar 5 2012 2:24PM Бессистемность, бездумность, бестолковость. Диагноз системе ясен, а вот приговор рыночникам в России пока еще не вынесен.
Уважаемые участники форума! В связи с засильем СПАМа на страницах форума мы вынуждены ввести премодерацию, то есть ваши сообщения не появятся на сайте, пока модератор не проверит их.
Это не значит, что на сайте вводится новый уровень цензуры - он остается таким же каким и был всегда. Это значит лишь, что нас утомили СПАМеры, а другого надежного способа борьбы с ними, к сожалению, нет. Надеемся, что эти неудобства будут временными и вы отнесетесь к ним с пониманием.
Добавить сообщение
Опрос
Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?
Stringer.Слухи
- Навальный оставил мемуары.Алексей Навальный написал автобиографию перед смертью, которая будет опубликована в этом году, сообщила в четверг его вдова Юлия Навальная, раскрыв существование текста, о существовании которого знало только его ближайшее окружен
- Чемпион по созданию слухов Валерий Соловей умер вчера в своей панельной пятиэтажке на окраине Львова
- Собчак из Литвы передала на волю маляву
- Украсть все и сесть
- Рецепты Путина
Stringer: главное
Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя
Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт
mediametrics.ru
Stringer.Top-10
- Прибыль - три миллиарда
- Скандал из-за сына Владимира Соловьева
- Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя
- Почему Быков и Акунин купились на розыгрыш?
- В колонии "Полярный волк" внезапно умер Алексей Навальный
- Никита Исаев умер в поезде
- Могильный холод
- Новые русские сенсации
- ЗА ЧТО И ПОЧЕМУ ВОЮЕТ РОССИЯ С УКРАИНОЙ?
- Невозвращенцы