Монитор | все материалы раздела
Скорее езжайте в Стамбул, пока он не превратился в Дубай
11 Ноября 2013
Ариан Бонзон (Ariane Bonzon)
Помимо проектов в парке Гези и на площади Таксим в городе также строится третий мост через Босфор, «Канал», третий аэропорт и «самая большая в мире мечеть». Йоанн Морван из Стамбульского городского центра рассказывает об этих «безумных проектах».
8 июля стамбульский парк Гези был вновь открыт для посетителей. За несколько дней до этого городской суд отклонил проект переустройства парки и площади Таксим, из-за которого в июне на улицы вышли десятки тысяч демонстрантов. Планы властей предусматривали превращение парка в пешеходную зону и восстановление османской казармы, однако их признали несоответствующими правилам градостроительства и местной специфике.
Обустройство площади Таксим и парка Гези, один из главных проектов исламо-консервативного правительства, по всей видимости, зашло в тупик. Тем не менее, в городе началась реализация и других масштабных проектов. Они должны быть завершены к 2023 году, когда будет отмечаться столетие Турецкой Республики.
Йоанн Морван, сотрудник Стамбульского городского центра и Французского института турецкий исследований (IFEA), описывает ситуацию следующим образом:
«Реализация этих проектов приведет к серьезным переменам в стамбульской агломерации. В частности это относится к рытью канала, который радикально изменит лицо города и превратит европейскую часть Стамбула в остров наподобие Манхэттена. Кроме того, эти проекты должны помочь Стамбулу в борьбе за право проведения Олимпийских игр 2020 года и дать толчок турецкой экономике, особенно с учетом ухудшения перспектив в торговле».
Он обрисовал пять гигантских проектов, которые меняют лицо Стамбула, льстят националистическим настроениям в обществе и служат отражением общественно-политического плана пришедших к власти в 2002 году исламо-консерваторов.
1. Третий мост
Начало работ: 29 мая 2013 года
Окончание работ: май 2016 года
Стоимость: почти 2 миллиарда евро
Финансирование: турецко-итальянский консорциум Içtas-Astaldi
Проект строительства третьего моста рассматривается уже почти 20 лет. Изначально его должны были возвести неподалеку от моста султана Мехмеда Фатиха в одном из древнейший городских районов Арнавуткёй. Тем не менее, из-за противодействия местных жителей и ряда гражданских ассоциаций его было решено отменить.
В своем новом виде проект третьего моста появился во время парламентских выборов 2011 года на афишах правящей Партии справедливости и развития (ПСР, у власти с 2002 года).
Теперь новый мост будет гораздо дальше от центра Стамбула: он появится в северной части пролива, ближе к Черному морю. Здесь живут более скромные и менее образованные люди, которые зачастую поддерживают ПСР. Пока что экологическая сторона проекта не вызывает у них неприятия.
Хотя причин для возмущения, казалось бы, больше чем достаточно: для строительства будет вырублено два миллиона деревьев, а увеличение плотности автомобильного потока может привести к загрязнению источников пресной воды.
Третий мост протяженностью в 1,3 километра призван снять нагрузку с двух существующих, которые сегодня находятся на пределе возможностей. Он станет частью новой автодорожной оси в 260 километров и будет включать в себя несколько автомобильных полос и два железнодорожных пути.
Помимо мостов попасть из Европы в Азию можно будет и с помощью «Мармарая»: речь идет о туннеле под Босфором, по которому будут двигаться скоростные поезда.
Пассажиропоток в туннеле должен достичь 1,2 миллиона человек каждый день. Реализация проекта была доверена компаниям из Японии и Турции. Работа началась в 2004 году. В 2009 году туннель был прорыт, однако раскопки в Еникапы затормозили строительство, тем более что интерес властей к нему был заметно слабее. Первое испытание должно было пройти 2 августа. 29 октября состоялось торжественное открытие.
Кроме того, в 2011 году стартовало строительство автомобильного туннеля под Босфором к югу от «Мармарая». Реализацией проекта занимается совместное турецко-корейское предприятие, а завершить его должны к 2015 году.
Кроме того, все три моста, как будущий, так и два уже существующих (построены в 1973 и 1988 годах), должны быть приватизированы. Что касается третьего моста, консорциум будет обладать правами на его эксплуатацию в течение 12 лет, двух месяцев и 20 дней, а затем он перейдет к государству.
Первый камень был заложен 23 мая 2013 года в присутствии премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана по случаю 560-й годовщины захвата Стамбула османами. Однако в середине июля выяснилось, что место начала работ было выбрано неверно.
Изначально мост предполагали назвать в честь султана Явуза Селима, который в XVI веке отдал приказ об убийстве тысяч алевитов. Такое решение возмутило живущих в стране приверженцев этой веры (их насчитывается от 15 до 20 миллионов) и подтолкнуло их к активному участию в масштабных акциях протеста против ПСР в июне 2013 года.
Йоанн Мован:
«Изначально официальные лица оправдывали строительство третьего моста необходимостью отвлечь на него грузовой транспорт, чтобы тем самым уменьшить создаваемые им помехи. Тем не менее, на макро-уровне третий мост становится частью автодорожной оси, которая связывает Фракию и Анатолию и предполагает строительство еще одного моста в заливе Измир. Это продлит городской горизонт Стамбула на всю западную часть Мраморного моря. Кроме того, Стамбул представляет собой одну из узловых точек проекта транспортного коридора TRACECA по направлению Европа-Кавказ-Азия».
2. Канал
График работ: проект был объявлен в 2011 году. Далее о нем на время забыли, однако весной 2013 года был открыт тендер.
Стоимость: от 10 до 20 миллиардов долларов
Финансирование: интерес проявляет американская MWH Global company
Канал (50 километров в длину, 25 метров в глубину и 150 в ширину) должен пройти из Черного в Мраморное море параллельно Босфору. Его маршрут пролегает через холмы высотой в сотню метров. Движение морского транспорта через Босфор (160 судов в день, в том числе и супертанкеры) представляет собой каждодневную опасность для окружающей среды. Новый Канал позволит разгрузить пролив Босфор, а путь кораблей станет проще и быстрее. Именно так турецкие власти обосновывают свой масштабный проект. Тем не менее, есть здесь и одна проблема: Босфор — международный морской путь, и по конвенции Монтре 1936 года Турция должна обеспечить беспрепятственное движение судов по нему. Маловероятно, что Россия и другие черноморские государства согласятся на ограничения в Босфоре.
Тонны поднятой во время рытья Канала земли пойдут на формирование искусственных островов. Данный проект весьма рискован в техническом плане и уже навлек на себя практически единогласную критику всех специалистов.
Йоанн Морван:
«В основу проекта Канала опять-таки легла задумка о перемещении Стамбула, урбанизации новых районов и земельной ренте. Он представляет собой вершину всех искусственных проектов в Стамбуле, строительство искусственного Босфора. По большей части его берега являются насыпями 50-метрвоой высоты. А новый этап в этом процессе, гигантская эспланада Еникапи, станет направленным в сторону моря непонятным наростом».
3. Третий аэропорт
Начало работ: 2017 год
Завершение работ: приоритет в перспективе Олимпиады
Стоимость: 10 миллиардов долларов
Финансирование: турецкое совместное предприятие Cengiz Kolin Limak Mapa Kalyon. Французская компания Les Aéroroports de Paris вышла из тендера.
Двух существующих аэропортов, имени Ататюрка на европейском берегу и его приемной дочери Сабихи Гекчен (первая в Турции женщина-пилот), уже недостаточно. Они не могут расширяться и дальше из-за окружающих промышленных и жилых зон. В 2012 году пассажиропоток в двух этих аэропортах достиг отметки в 60 миллионов человек. Третий аэропорт должен стать крупнейшим в мире с пропускной способностью в 150 миллионов пассажиров в год. Кроме того, создаст он и 100 000 рабочих мест.
В конечном итоге контракт достался турецкому совместному предприятию. Оно будет заниматься эксплуатацией аэропорта в обмен на выплату правительству более 26 миллиардов долларов в течение 26 лет.
Строительство даст работу 5 000 человек. Аэропорт займет площадь в 7 659 гектаров, в том числе 6 172 гектара лесов у побережья Черного моря. По подсчетам экологов, для реализации проекта будет вырублено 657 950 деревьев и пересажено еще 1 855 391.
Йоанн Морван:
«Этот аэропорт еще больше укрепит позиции Стамбула в региональном масштабе и максимизирует его функцию транспортного и в частности авиационного узла, перекрестка путей на пространстве Балканы-Кавказ-Ближний Восток».
4. Парк Гези — площадь Таксим
График работ и финансирование: проект заморожен после решения суда
Неоднократно обсуждавшийся проект строительства мечети на площади Таксим сегодня был отодвинут на второй план стремлением возвести копию построенной в 1806 году военной казармы в смешении русского, индийского и османского стиля.
Инициатором сноса этой казармы в 1940 году был архитектор Анри Прост (Henri Prost). Президент и основатель Турецкой Республики Мустафа Кемаль поручил французскому специалисту переосмысление городской схемы Стамбула. Работа была завершена в 1951 году. Вместо казармы здесь были высажены деревья, а открытый в 1943 году парк был назван в честь второго президента Турции Исмета Инёню. Со временем вокруг парка появилось несколько дорогих гостиниц, что сократило его общую площадь.
Сегодня же исламо-консервативное правительство Турции хочет восстановить здание османской казармы, разместить там торговый центр и закрыть площадь Таксим для машин... то есть, полностью изменить облик этого места, которое стало символом протестного движения и левых политических сил.
«В представлении турецких консерваторов и националистов Бейоглу и Таксим являются сосредоточием распада национальных ценностей. Они одновременно влекут и отталкивают их. Таким образом, восстановление османской казармы должно помочь им укрепить позиции в подозрительной среде. Будь то употребление спиртного или отношение между полами, проект в Гези предельно прозрачен: речь идет об утверждении консервативных порядков, которые предписывают каждому четкую и неизменную роль и раздувают роль семьи как священной ячейки всей общественной жизни», — пишет директор IFEA Жан-Франсуа Перуз (Jean-François Pérouse).
Архитектор Корхан Гюмюш (Korhan Gümüş) дал старт кампании по сбору подписей против переустройства площади Таксим. Кроме того, в феврале 2012 года он занялся «адоптацией» деревьев в парке. Тем не менее, ощутимых результатов ему так и не удавалось добиться вплоть до июня этого года, когда полиция применила силу для разгона маленькой группы приковавших себя к деревьям экологов. Тогда на улицы вышли тысячи активистов с протестом не только против реконструкции парка и площади, но и авторитаризма правительства ПСР и его вмешательства в частную сферу.
Йоанн Морван:
«Сильно сомневаюсь, что Эрдоган окончательно отказался от проекта. Борьба еще далеко не окончена, о чем свидетельствует недавняя попытка дестабилизировать бюро архитекторов. Таксим — это не только символ для кемалистов и левых, но важный стамбульский транспортный узел. Через площадь каждый день проходят миллионы людей, и если она изменит свое лицо, отдаст приоритет дорогим гостиницам и туристам, это перевернет жизнь миллионов горожан».
5. «Самая большая в мире» мечеть
Начало работ: апрель 2013 года
Завершение работ: приоритетный проект
Стоимость: 43 миллиона евро
Финансирование: призыв к сбору частных пожертвований
Новую мечеть будет видно с любого конца Стамбула: ее построят в азиатской части города на холме Чамлыджа на высоте в 268 метров. Земельные работы уже начаты. Своей высотой, куполом и количеством минаретов (их будет не меньше шести) здание должно обойти мечеть Масджид ан-Набави в Медине. На конкурсе предложенный женщинами-архитекторами классический вариант храма в конечном итоге обошел гораздо более современный проект.
Мечеть площадью в 15 000 квадратных метров будет построена в стиле медресе (исламская школа) и предложит желающим уроки эбру (традиционное изобразительное искусство), иллюстрации и османской каллиграфии. Молиться в ее стенах смогут одновременно 30 000 верующих. На территории в 250 000 квадратных метров разместятся также парк, кафе, игровые пространства, смотровая площадка... и даже торговый центр Boulevardi Mall с магазинами, кинотеатром и пятизвездочным отелем.
Во время объявления этого проекта Реджеп Тайип Эрдоган говорил о Синане, знаменитейшем османском архитекторе султана Сулеймана Великолепного. Тем самым турецкий премьер стремится приобщиться к временам зенита славы Османской империи.
Йоанн Морван:
«Сначала холм Чалымджа принадлежал Автомобильному клубу, в котором были сильны кемалистские настроения. Затем, когда Реджепа Тайипа Эрдогана избрали мэром Стамбула, он открыл это место для широкой публики. Он посадил здесь тюльпаны и расставил киоски в османском стиле. Это стало одним из излюбленных мест для прогулок горожан. Вокруг появилось множество жилищных комплексов, в которых проживают практически исключительно высокопоставленные члены ПСР. Холм Чалымджа стал отражением традиционного и благодетельного ислама. Как ни парадоксально, турецкое правительство губит природу, хотя и придает ей такое значение в символическом плане».
Источник: inosmi.ru
Обсуждение статьи
Уважаемые участники форума! В связи с засильем СПАМа на страницах форума мы вынуждены ввести премодерацию, то есть ваши сообщения не появятся на сайте, пока модератор не проверит их.
Это не значит, что на сайте вводится новый уровень цензуры - он остается таким же каким и был всегда. Это значит лишь, что нас утомили СПАМеры, а другого надежного способа борьбы с ними, к сожалению, нет. Надеемся, что эти неудобства будут временными и вы отнесетесь к ним с пониманием.
Добавить сообщение
Опрос
Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?
Stringer.Слухи
- Навальный оставил мемуары.Алексей Навальный написал автобиографию перед смертью, которая будет опубликована в этом году, сообщила в четверг его вдова Юлия Навальная, раскрыв существование текста, о существовании которого знало только его ближайшее окружен
- Чемпион по созданию слухов Валерий Соловей умер вчера в своей панельной пятиэтажке на окраине Львова
- Собчак из Литвы передала на волю маляву
- Украсть все и сесть
- Рецепты Путина
Stringer: главное
Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя
Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт
mediametrics.ru
Stringer.Top-10
- Прибыль - три миллиарда
- Скандал из-за сына Владимира Соловьева
- Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя
- Почему Быков и Акунин купились на розыгрыш?
- В колонии "Полярный волк" внезапно умер Алексей Навальный
- Никита Исаев умер в поезде
- Могильный холод
- Новые русские сенсации
- ЗА ЧТО И ПОЧЕМУ ВОЮЕТ РОССИЯ С УКРАИНОЙ?
- Невозвращенцы