Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

Монитор | все материалы раздела

Коррупционные закупки Минобрнауки в 2015 году. Экспертный доклад
28 Января 2016

Экспертами «Обрнадзора» проанализированы закупки Минобрнауки от одного миллиона рублей. Заказы были отнесены к одной из 8 категорий по содержанию технического задания закупочной документации. Агентство федеральных расследований FLB.ru публикует выдержки из отчета.

В 2015 году всего Минобрнауки разместило 298 закупок в 354 лотах на общую сумму 4 441 406 259

рублей по начальной (максимальной) цене контракта. Экспертиза процедур размещения заказов и способа формирования начальной цены контракта проводилась по 6 базовым антикоррупционным критериям. Закупки содержат коррупционные признаки вывода бюджетных средств, а процедура размещения таких заказов зачастую носит договорной, фиктивный

характер.

190 лотов на 3 596 633 418 рублей размещены Минобрнауки в результате процедур, имеющих

коррупционные признаки, что составляет 80,98% от всего бюджета закупок министерства в 2015 году.

Структура закупок Минобрнауки в 2015 году по количеству размещенных лотов

Был проведен анализ количества закупок Минобрнауки по категориям. Лидером по количеству размещенных заказов Минобрнауки второй год подряд стали заказы категории «Презентационно-выставочные мероприятия» – Минобрнауки разместило 170 таких закупок (лотов), отмечается в докладе.

В целях настоящего Докладе использована следующая классификация предмета закупок Минобрнауки:

ПВМ – презентационно-выставочные мероприятия (выставки, конференции, презентации, конкурсы, иные массовые и увеселительные мероприятия);

НИР – научно-исследовательские работы;

МОН – закупки на содержание аппарата Минобрнауки (содержание и обслуживание и охрана имущества, канцтовары, мебель, офисная техника и т.д.);

ИТ – закупка услуг в сфере информационных технологий (разработка, совершенствование, адаптация, внедрение и т.п. программных продуктов, информационных ресурсов и технологий);

ОБР – закупки услуг, напрямую связанных с развитием образования (разработка образовательных программ и образовательных модулей, внедрение пособий по преподаванию, оценка эффективности мероприятий по распространению моделей образования и т.д.);

ПИАР – прямые и скрытые закупки пиар-услуг, закупки услуг пиар-агентов, услуг, связанных с медийной работой со СМИ;

ПК – организация и проведение мероприятий по повышению квалификации специалистов в различных сферах, разработка программ повышения квалификации

ДР – категория «Другие госзакупки» - закупки, не отнесенные ни к одной из категорий, представленных выше в основном из-за их незначительного количества (закупки, связанные с поддержкой детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями, закупки программы развития безопасного участия в дорожном движении и т.п.)

Второе место среди популярных заказов Минобрнауки по числу лотов занимают научно-исследовательские работы (НИР) с результатом 74 закупки на 2 690 547 115 рублей.

НИРы – безусловный лидер по объему закупок и самая коррупционная категория

Третье место по числу лотов занимают закупки Минобрнауки, направленные на содержание аппарата министерства и экспертной поддержки принятия управленческих решений (не связанные с ИТ-решениями). Таких закупок зафиксировано на 212 230 215 рублей в 42 лотах.

В целом по количеству лотов по категориям закупки Минобрнауки в 2015 году распределены следующим образом:

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, ЗЕП) выполнена Минобрнауки 5 раз, это услуги охраны объектов Министерства, услуги телефонной связи, поставка тепловой энергии, электрической энергии и горячей воды. Сумма таких заказов – 19 125 049 рублей.

В целом по способу размещения заказа закупки Минобрнауки в 2015 году распределены следующим образом:

Коррупционные закупки Минобрнауки: основные тенденции 2015 года

Экспертиза процедур размещения заказов Минобрнауки и способа формирования начальной (максимальной) цены контракта проводилась по 5 базовым антикоррупционным критериям.

Закупки Минобрнауки 2015 года содержат коррупционные признаки вывода бюджетных средств, а процедура размещения таких заказов зачастую носит договорной, фиктивный характер. 190 лотов на 3 596 633 418 рублей размещены Минобрнауки в результате процедур, имеющих коррупционные признаки, что составляет 80,98% от всего бюджета закупок министерства в 2015 году.

В части подходов Минобрнауки к ценообразованию ситуация не изменилась по сравнению с 2014 годом – ведомство повально использует цены «аналогичных» закупок предыдущих лет и индексирует в соответствии с уровнем инфляции.

Коррупционный прием состоит в том, чтобы подобрать наиболее дорогие «аналогичные» закупки, поэтому в ходе такого подбора аналогичными указываются совершенно иные по содержанию закупки.

Ярким примером коррупционной закупки с таким признаком является закупка №0173100003715000112 «Организационно-техническое сопровождение II Общероссийского родительского собрания».

Мероприятие с участием министра образования и науки Дмитрия Ливанова проходило в одной из московских лицеев 27 августа и длилось 1 час 5 минут. В ходе мероприятий министр Ливанов рассказал приглашенным родителям о состоянии системы общего образования, планах министерства и т.д. Родители, присутствовавшие на мероприятии задавали министру Ливанову различные вопросы, а министр пытался на них отвечать.

Подрядчик, обеспечивающий сопровождение собрания обеспечил трансляцию мероприятия на сайте YouTube (https://www.youtube.com/watch?v=0Sya8_hFcTI ) и несколько включений видеоконференцсвязи со школами в регионах России.

Подобные услуги имеют низку себестоимость, а могут и вообще оказываться практически бесплатно (по Скайп). Вопросы для родительского собрания принимались через форму на сайте Минобрнауки, а прием и рассмотрение обращений граждан – прямая обязанность министерства.

За «обеспечение» часовой встречи министра Ливанова для ответов на вопросы родителей и учителей (что является прямой обязанностью министра) из бюджета потрачено 6 768 452 рублей, то есть по 104 103 рубля в минуту. Такая сомнительная закупка стала возможна из-за того, что «аналогичными» были признаны закупки «Оказание услуг по обеспечению Культурных мероприятий России в странах Латинской Америки» (цена 9 587 160 рублей), «Оказание услуг по

обеспечению комплекса мероприятий по организации региональных театральных фестивалей» (цена 8 396 986 рублей).

Таким образом, часовая встреча министра Ливанова с родителями в Москве закупщиками Минобрнауки была приравнена по цене к нескольким культурным мероприятиям за рубежом и театральным фестивалям.

Адрес закупки: http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ok44/view/supplierresults.html?regNumber=0173100003715000112 (на момент публикации ссылка не открывалась)

Важнейшей тенденцией коррупционных госзакупок стало изменение количества участников конкурсных процедур. Было установлено, что при закупках Минобрнауки стал использоваться инструмент участников-дублеров, вероятно для того чтобы процедура размещения выглядела легально.

Анализ процедур размещения показал, что 344 раза (лотов) в процедурах размещения (открытый конкурс или электронный аукцион) приняли участие 1 или 2 участника (1 процедура не состоялась).

247 лотов (72%) разыграны между 2 участниками, 97 – при одном участнике (28%), то есть без рассмотрения предложения о качестве работ (услуг) в случае проведения открытого конкурса.

Только один раз число участников было больше двух – 4 компании участвовали в аукционе на поставку мебели для нужд Министерства образования и науки на 1,69 млн. рублей, и даже в ходе этой процедуры начальная цена упала всего на полпроцента.

Таким образом, реальной конкуренции при распределении заказов Минобрнауки не существует, но ведется работа по ее имитации.

Чем дороже контракт – тем больше «откат»

Десятки миллионов рублей утрачены Минобрнауки в результате выбора подрядчиков, предложивших большую цену по сравнению с конкурентом (предположительно номинальным).

Так, например, «Разработка и реализация мероприятий, направленных на популяризацию деятельности современных российских ученых и их научных достижений на территории Российской Федерации, в том числе с целью привлечения молодежи в науку и развития коммуникационных инструментов (методов) информирования широкой общественности» от ООО «Агентство гуманитарных технологий» стоила министерству на 6,5 млн. рублей дороже, чем

предложение конкурента; «Выполнение комплекса работ по обеспечению демонстрации российских перспективных разработок и организационно-техническому сопровождению участия делегации Минобрнауки России, в том числе ученых и молодых исследователей, в международной промышленной выставке «EXPO-RUSSIA BELARUS 2015» от ООО «Группа компаний ИНКОННЕКТ» стоило на 3,5 млн. рублей дороже, чем у другого участника конкурса и т.д.

Всего зафиксировано 73 подобные ситуации.

Выбор Минобрнауки в пользу более высоких цен у участников конкурсных процедур может свидетельствовать о коррупционной заинтересованности чиновников получить максимально возможный «откат» при реализации госконтракта за счет изначально завышенных начальных цен.

Нереальная экономия

Внимание экспертов привлекли сомнительные закупки Минобрнауки, цена контракта которых упала в ходе электронных аукционов в несколько раз. Например, услуги на «Проведение всероссийского творческого конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодых ученых» Минобрнауки планировало закупить за 2 193 600 рублей, а в результате аукциона ООО

«Консалтинговая Группа Лекич и Ко» предложило оказать эти услуги за 123 864 рубля, то есть с экономией в 94%.

На услуги «Разработка, изготовление и рассылка буклетов для родителей по безопасному участию детей в дорожном движении» Минобрнауки установило начальную цену в 3 308 300 рублей, а участник аукциона ООО «Талан Групп» согласился сделать все за 578 953 рублей (экономия 82,5%).

Услуга «Организационно-техническое сопровождение проведения Международной научной конференции, приуроченной к 70-летию Победы и посвященной внешней политике СССР в годы Второй мировой войны» оценивалась Минобрнауки в 1 100 000 рублей, а ООО «Интеграция: Образование и Наука» согласилось выполнить заказа за 232 000 рублей (экономия 78,9%).

Описанные случаи могут свидетельствовать как о неверном формировании начальной (максимальной) цены контракта закупщиками Минобрнауки в коррупционных целях, так и о коррупционном характере закупки в целом в случае с выставочными мероприятиями.

Эта схема описана в докладе «Небюджетные презентации», заключается в том, что мероприятие изначально организовано какой-то компанией, а непосредственно перед его началом министерством объявляется закупка на его организацию и проведение. В таком случае компании-сообщнику лучше получить пару сотен тысяч рублей вместо миллионов, чем не получить вообще ничего.

«Распил» на сайте

Коррупционно-расточительной можно считать закупку Минобрнауки России у Агентства «ИМА-пресс». За 7,93 миллиона рублей ИМА-пресс выполняет «Эксплуатационно-аналитическое обеспечение, функциональное развитие и контент-наполнение официального сайта Министерства образования и науки Российской Федерации».

Исходя из периода выполнения работ (с 08 июня по 15 декабря 2015 года) один рабочий день обслуживания веб-сайта министерства обходится бюджету в 72 тысячи рублей. Данные расходы министерство несет, несмотря на то, что в его структуре есть отдельный специализированный департамент (Информационной политики).

В соответствии с информацией официального сайте министерства (http://минобрнауки.рф/департаменты/информационной-политики/ ), департамент «Обеспечивает администрирование и информационное наполнение официального интернет-портала Министерства, его официальных аккаунтов в ведущих социальных сетях, координирует работу Интернет-ресурсов подведомственных организаций и Интернет-ресурсов, созданных для коммуникационного сопровождения программ, реализуемых Министерством». Таким образом, функции департамента дублируются в предмете госконтракта.

«Распилы» на науке

Из 74 закупок научно-исследовательских работ в 67 закупках эксперты обнаружили коррупционные признаки, что составляет 90%.

Источник: FLB

Обсуждение статьи

Страницы: 1 |

Уважаемые участники форума! В связи с засильем СПАМа на страницах форума мы вынуждены ввести премодерацию, то есть ваши сообщения не появятся на сайте, пока модератор не проверит их.

Это не значит, что на сайте вводится новый уровень цензуры - он остается таким же каким и был всегда. Это значит лишь, что нас утомили СПАМеры, а другого надежного способа борьбы с ними, к сожалению, нет. Надеемся, что эти неудобства будут временными и вы отнесетесь к ним с пониманием.

Добавить сообщение




Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru