Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

Монитор | все материалы раздела

Тайну кражи века хранитель унесла в могилу?
2 Августа 2006

Из Эрмитажа загадочно исчез 221 ценнейший экспонат.

Сотрудники музея недосчитались сущего «пустячка» - 221 экспоната, которые эксперты оценивают в 130 миллионов рублей.

- Эта кража - удар в спину всему музейному сообществу, - охарактеризовал случившееся директор Эрмитажа Михаил ПИОТРОВСКИЙ.

Пропали уникальные экспонаты XV - XIX веков, в основном эмали. Их в Эрмитаже собрана богатейшая коллекция - ювелирные изделия, потиры, ковши, вазоны. За этими предметами гоняются коллекционеры всего мира, и вот кто-то, похоже, решил поживиться за счет музея.

Уголовное дело пока не возбуждено. Да и есть еще слабая надежда, что пропажа обнаружится на какой-нибудь дальней полке. Тем не менее лучшие сыщики «музейного» отдела ГУВД начали расследование.

Первым делом подозрение пало на самих работников Эрмитажа. Сразу после кражи дирекция сокровищницы сделала заявление: мол, «оборотни» существуют и в нашей среде.

- Раньше мы исходили из того, что музейщик ничего не может сделать во вред музею, - сокрушался Михаил Пиотровский. - Долгое время защищали эту позицию. Но теперь ясно, что это не так.

По словам Пиотровского, проверка в Русском отделе длилась с августа прошлого года. И никаких особых пропаж зафиксировано не было. А потом вдруг внезапно, прямо на рабочем месте, скончалась 46-летняя хранительница коллекции. То ли сердце подвело, то ли чего-то испугалась - неизвестно. Дирекция и милиция не стали оглашать имя покойной и обстоятельства ее смерти.

После кончины хранителя коллекцию опечатали, чтобы позже передать под ответственность другому человеку. И когда передача началась, обнаружилась нехватка экспонатов.

- Сейчас милиция высчитывает, когда могли украсть эмали, очерчивает круг лиц, имевших доступ в хранилище, - сообщил Пиотровский.

«Черные» петербургские антиквары уже потирают руки в ожидании того, когда же уникальные экспонаты появятся на, естественно, черном рынке. Ведь, по версии прокуратуры, организатор кражи ювелирных изделий из Эрмитажа, скорее всего, российский или зарубежный частный коллекционер.

- Если богатый человек захочет получить предмет из Эрмитажа, долго ли ему придется искать того, кто за деньги вынесет ему экспонат? - спросили мы одного из старейших сотрудников музея Олега Боева.

- Раньше за такой вопрос я бы вас послал подальше. А теперь... Да, такое возможно. В Эрмитаже в среднем зарплата 12 тысяч рублей, у хранителей чуть больше - 14 - 15 тысяч. Но вообще хранители - это голубая кровь, белая кость. Их в Эрмитаже всего 120 человек. Чтобы занять это место, надо проработать здесь не меньше 10 лет.

Кстати, странные исчезновения случались в Эрмитаже и раньше. В 1994 году из хранилища исчезли золотые монеты.

Но самая громкая кража произошла в марте 2001 года, когда средь бела дня похитили картину Жерома «Бассейн в гареме». Ни ее, ни вора пока так и не нашли.

Артем СКРЯБИКОВ, Александр ГОРЕЛИК

(«КП» - Санкт-Петербург»)

КСТАТИ

Здесь хозяйничали бандиты?

О том, что в крупнейшей сокровищнице страны не все в порядке с экспонатами, говорили давно. Не обошлось и без громких скандалов. Участником одного из них стал известный питерский журналист Андрей КОНСТАНТИНОВ.

- Я был одним из авторов сценария фильма «Бандитский Петербург». И там в самом начале рассказывается о том, что журналист Серегин посвящен в некую тайну: в Эрмитаже маньяк уничтожил картину, а оказалось, что это была копия.

А подлинник давно сперли. И вокруг этого накручен сюжет. И я очень удивился, когда потом директор Эрмитажа господин Пиотровский на этот фильм резко отреагировал в прямом эфире НТВ. Будто это не художественно-развлекательный сериал, а журналистская документальная передача.

А вот книга «Бандитский Петербург» документальная. И там тоже несколько строк посвящено Эрмитажу. «Вор в законе» Горбатый, когда умирал в тюремной больнице, дал мне большое интервью. Тогда он сказал, что из музея похищалось много вещей, и часть из них предлагалась ему на приобретение...

Алексей ГРИБОВ

(«КП» - Санкт-Петербург»)

АДРЕСА ПОТЕРЬ

В Волгограде похищали скульптуры Родена...

В ноябре 2000 года из волгоградского Музея-панорамы «Сталинградская битва» похитили авторские копии скульптур Огюста Родена. Это были «Ревность» и «Поцелуй». Преступников поймали с поличным, когда спустя три года те пытались продать бесценные экспонаты за 6 миллионов долларов. По их признанию, похищение состоялось ночью, скульптуры изъяли прямо из витрины музея.

...в Астрахани - картину Айвазовского...

В 2004 году в Астраханской государственной картинной галерее во время реставрации подменили подлинник картины Айвазовского «Восход», причем копия, по заявлению специалистов из Русского музея, невысокого профессионального качества.

Дело закончилось тем, что Елену Маслову, реставратора, признали виновной в исчезновении картины. Но местонахождение полотна до сих пор неизвестно.

...а в Воронеже - медаль

В Воронеже было престранное исчезновение, которое вспоминают и по сей день. В городском музее недосчитались медали за взятие Азова. Цена - около 10 000 долларов. Лежала на стенде под стеклом. Что ее нет, заметили только через несколько суток после пропажи. До сих пор ищут.

Евгений САЗОНОВ («КП» - Воронеж»),

Евгения ГУТНИКОВА («КП» - Волгоград»)

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Блеск и нищета музейного дела

Увы, это должно было случиться. И это случалось уже на территории России в самых разных городах. Просто ныне речь идет об Эрмитаже - той сокровищнице, которая давным-давно стала и приманкой для зарубежных туристов, и символом для Санкт-Петербурга, который сам по себе - город-музей.

Нищенские зарплаты, с одной стороны, бесценные драгоценности - с другой. Вечные дыры в бюджете и вечная же гордость на всех выставках, проходящих где-нибудь в Европе, где всегда присутствует вполне респектабельный директор того или иного музея. Смотрите-смотрите, вот она какая - наша Россия. Золото, бриллианты, Рубенс да импрессионисты. И скромные тетушки, за два рубля приставленные следить за царскими палатами; тетушки, которые «по Парижам» не ездят, а просто любят искусство.

Десятилетиями воспевалась беззаветная преданность музейных работников своему делу. Государству - да и нам всем - было наплевать, в каких условиях живут люди, отдающие себя изучению эмалей, статуэток, медальонов. Да и то, как именно хранятся девять десятых всех наших коллекций, тоже мало кого интересовало. Эта часть айсберга существовала где-то вдали от нас.

А ведь звоночек о том, что в прославленном Эрмитаже не все благополучно, звучал не раз. И год назад, например, был слышен весьма определенный сигнал тревоги. Напомню, тогда музей раздавал населению Петербурга особых котов-крысоловов. Предки этих животных были «приставлены» к службе еще императрицей Елизаветой. А в 2005 году вдруг стало понятно, что Эрмитаж всех котов прокормить не может. Полсотни животных раздали всем желающим. Но не так легко найти спонсоров для других «музейных котов», для тех, кто просто работает там за деньги, несоизмеримые с суммой счета банкира, пообедавшего в ресторане.

Сегодня нам говорят, что не более четырех, а то и трех человек имели доступ к украденной коллекции. Детектив а-ля Агата Кристи, но какой бы Пуаро ни пришел сейчас расследовать это дело, он сможет в лучшем случае лишь найти преступника. А потом наши музеи снова окажутся в состоянии, которое Бальзак называл «блеском и нищетой куртизанок». «Сотби», «Кристи», головокружительные суммы, предлагаемые частными лицами, - и вечный соблазн. И некачественная охрана, в которой умный, уставший от бытовых проблем человек всегда может найти брешь. И вечное российское разгильдяйство, когда вокруг всего так много, что если возьмешь чуть-чуть, то никто и не заметит.

Валентина ЛЬВОВА,

обозреватель «КП»

КСТАТИ

Как охраняют Эрмитаж?

Украсть экспонат из экспозиции довольно сложно. В залах есть и сигнализация, и невидимые лучи, при пересечении которых включается сирена, и прочие сюрпризы для воров. А вот в служебных помещениях меньше секретных ловушек. Ведь Эрмитаж - это не только музей, но и крупнейший научный центр. С экспонатами там много работают, а значит, на полках хранилищ они не залеживаются. Их носят по кабинетам - на фотосъемку, на реставрацию, для изучения и проч. Отследить все перемещения непросто.

- Нам очень нужен компьютерный каталог, - говорит Михаил Пиотровский. - По нему можно было бы быстро установить, где сейчас находится тот или иной предмет. Но работа над ним еще продолжается.

На служебных входах Эрмитажа стоят рамки металлоискателя, но, похоже, они рассчитаны на исключительную честность сотрудников. Потому что на писк приборов дежурные милиционеры почти не обращают внимания - мало ли, может, это ключи звенят. Так и сидят, скучая, всю смену. При желании можно вынести и золотой потир, и эмалевый браслетик. Хотя затраты Эрмитажа на охрану - 20 миллионов рублей в год.


Источник:

«Комсомольская правда»

Обсуждение статьи

set
Aug 7 2006 10:52PM

Пиотровский ворюга!Гнать в шею его и всю эту кодлу!

72
Aug 4 2006 6:44AM

Шедевры тюменской коллекции тоже возили в Третьяковку на показ. После этого фанатам тюменского Айвазовского стало казаться, что холст на картинах теперь по диагонали. Консультанты музея ответили, что подлинники картин Айвазовского так разительно изменились после реставрации...

Вот так и везут из всех музеев России подлинники в Третьяковку и пр, а потом "реставрируют"

Фонд потомков ХМАО тоже покупал картины на Сотбис за счет огромных нефтяных доходов. Сначала часть картин висела в коридорах власти ХМАО ...

Сейчас не ясно подлинники ли Собиса там висят или висят ли вообще....Может самортизировали....

Так что с выводами статьи

Российские коллекционеры и антиквары делают состояния на музейных запасниках надо согласиться видимо

Страницы: 1 |

Уважаемые участники форума! В связи с засильем СПАМа на страницах форума мы вынуждены ввести премодерацию, то есть ваши сообщения не появятся на сайте, пока модератор не проверит их.

Это не значит, что на сайте вводится новый уровень цензуры - он остается таким же каким и был всегда. Это значит лишь, что нас утомили СПАМеры, а другого надежного способа борьбы с ними, к сожалению, нет. Надеемся, что эти неудобства будут временными и вы отнесетесь к ним с пониманием.

Добавить сообщение




Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru