Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

Флот, который мы потеряли
1 Апреля 2003

Последний надводный корабль, построенный в России в ХХ веке, - эскадренный миноносец проекта 956 (тип «Современный»), предназначался для Китайской Народной Республики. А у собственного флота нет средств даже на относительно небольшой - полное водоизмещение по проекту 2900 тонн - сторожевой корабль «Новик». Единственный, заложенный уже после распада СССР, в 1997 году...

И достроят ли его - неизвестно...

Нужен ли России флот?

Много-много лет назад один весьма неглупый правитель сказал, что Россия имеет всего двух надежных союзников: армию и военный флот. Однако в нашей многострадальной стране с этим утверждением спорили и политические, и военные деятели. Еще в начале ХХ века, после поражения в войне с Японией и массовых революционных выступлений матросов, военный министр Российской империи А.Ф.Редигер говорил: «Продолжавшиеся на флоте беспорядки делали из него элемент, опасный для государства... Состояние флота становилось все хуже, и он явился несомненной опасностью для страны». Министр предложил «раскассировать» флот. Однако у правительства хватило сил, чтобы справиться с мятежами.

Флот у России остался, на его строительство и содержание отпускались очень большие средства. Перед Первой мировой войной по расходам на него Россия уступала только Британской империи. И многие исследователи (причем не без оснований) утверждали, что если бы ограниченные финансовые возможности использовались более разумно (читай, на нужды сухопутных войск), то и ход войны мог оказаться совсем другим.

После революции и Гражданской войны российский флот требовалось создавать заново, а у страны на это не было средств. Видный советский военачальник М.Н. Тухачевский считал, что: «Морскими операциями даже самых мощных мировых империалистов нельзя нарушить ни нашей экономической, ни политической целостности... Правда, нам может угрожать десант. Но, во всяком случае, не морская операция угрожает нашим тылам, а те сухопутные действия, которые будут развиваться в результате десанта. С точки зрения задач обороны, морской флот играет чисто вспомогательную роль при выполнении наших операций. Сухопутная армия и воздушный флот - вот основные киты, на которых фактически зиждется наша оборона страны. Чем больше средств мы здесь сосредоточим, тем больше выиграет дело обороны».

Совсем от флота никто и никогда отказываться не собирался. В том или ином виде флот стране необходим, но весь вопрос упирался, да и сейчас упирается в ключевое слово «КАКОЙ». Спорят на тему: нужен ли России океанский флот, который сможет отстаивать государственные интересы за пределами омывающих наши границы морей? Тут нужно оговориться - спор этот можно трактовать и несколько иначе: а есть ли у нашей Родины такие интересы? Или экономическое положение страны таково, что нечего лезть в чужие дела, поскольку и в своих разобраться не можем...

Если дела обстоят именно так, то лучше ограничиться небольшим флотом прибрежного действия, способного обеспечить охрану морских границ и экономических интересов в прилегающих к берегам страны акваториях. Это значит свести флот к несколько гипертрофированной морской погранохране. А стратегические задачи пусть решают сухопутные войска и ракетчики с авиаторами. Хотя, конечно, подводная лодка с баллистическими ракетами - весьма эффективный инструмент в политике ядерного сдерживания. При условии, если эту самую лодку содержать в исправности (на это нужны деньги), ее экипаж хорошо подготовить (и на это нужны деньги), да еще и обеспечить субмарину соответствующим количеством эскортных кораблей (тоже недешево) и вспомогательных судов и плавсредств (даром и их не получишь). Но ведь и современные баллистические ракеты наземного базирования - и мобильные, и шахтные - государству обходятся недешево. Они тоже нуждаются в развитой инфраструктуре и подготовленном личном составе.

Между тем американцы использовали свои ВМС даже в ходе операций в Афганистане. И запущенные с атомных субмарин крылатые ракеты оказались весьма эффективным оружием в борьбе с талибами и «Аль-Каидой». Вот и смейтесь после этого над шутками типа «подводная лодка в степях Украины».

Интерес к новейшим отечественным разработкам проявляют Греция, Индия и Китай, ряд других азиатских и африканских стран. Многие государства имеют на вооружении боевые корабли еще советской постройки, которые необходимо регулярно перевооружать и модернизировать.

Наше небогатое наследство

В тридцатые годы прошлого века окрепшая экономика позволила Советскому Союзу начать строительство большого океанского флота, однако отсутствие необходимого опыта, квалифицированных кадров и стремление (вполне разумное) в первую очередь удовлетворять нужды армии привели к тому, что к началу Великой Отечественной войны многие новые корабли, включая линкоры и тяжелые крейсера, не сошли еще с заводских стапелей. Во время войны достроить их было невозможно, на воду спустили только те, что к лету 41-го года были уже почти достроены. Часть кораблей получили от союзников. Кое-что перепало СССР при разделе итальянского флота, а после Победы - японского.

Потом началась «холодная война». На авианосцах «вероятного противника» начали базироваться самолеты-носители ядерного оружия, появились атомные ракетные подводные лодки, в составе флотов числились боевые единицы, называвшиеся «убийцы городов». Советский флот вышел на океанский простор, стал вторым в мире после американского, а по количеству подводных лодок намного его превзошел. Обошлось это стране недешево, но в СССР привыкли руководствоваться принципом «мы за ценой не постоим». К тому же экономили расходы на личный состав. «За бугром» появилась шутка: «Морская служба всегда была трудной, но только русские смогли сделать ее невыносимой!»

Хотя по части количественных показателей наш флот был вполне «на уровне», с качеством же дела обстояли намного хуже. Зачастую моряки получали от промышленности не то, в чем они действительно нуждались, а то, что было проще построить отечественным заводам. На практике случалось, что новейший зенитно-ракетный комплекс, установленный на большом противолодочном корабле, даже по формуляру имел наработку на отказ всего 15 минут - то есть ее официально заявленные возможности работать от поломки до поломки не превышали четверти часа. К сожалению, довольно высокой была на флоте аварийность. В результате гибли люди, а многие корабли затонули или были списаны в результате полученных повреждений. Но, как бы то ни было, к 1991 г. ВМФ СССР представлял собой весьма грозную силу.

Развал Советского Союза очень многое изменил в мире. Образовались новые государства, и Россия унаследовала от Союза далеко не все военно-морские базы и производственные мощности. Особенно это коснулось Черноморского и Балтийского флотов. В результате появились мрачные шутки, что сокращенное название Балтийского флота - БФ - расшифровывается как «бывший флот», а Черноморского - ЧФ - «чи флот, чи не флот». Но и у Северного, и у Тихоокеанского флотов существуют многочисленные проблемы.

Отказавшись от идеологии осажденной крепости, новая Россия начала, порой слишком поспешно, пересматривать всю систему ценностей. Начатое еще в последние годы существования СССР сокращение вооруженных сил приобрело характер обвала. Происходил массовый вывод из строя надводных кораблей и подводных лодок, причем складывается впечатление, что никто не задумывался, как это сделать рационально. Ряд иностранных государств решили не искушать судьбу, и, опасаясь новых разновидностей Чернобыля, выделили из своих бюджетов средства на утилизацию некоторого количества атомных лодок и переработку радиоактивных отходов. Часть этой валюты израсходовали по назначению, а часть, судя по всему, либо разворовали, либо пустили на другие цели. Причем попытки выяснить, как именно тратились деньги (например, японские, ассигнованные Тихоокеанскому флоту), оказались делом отнюдь не безопасным. Так, был обвинен в шпионаже военный журналист Г. Пасько, которого долго мытарили по судам и тюрьмам и лишь 23 января сего года условно-досрочно освободили.

Хранение списанных атомных подводных лодок - тоже дело непростое и достаточно дорогостоящее. Причем и тут не обходится без проблем. Одной из самых больших стало все то же недофинансирование. Так, в середине 90-х годов Северный флот задолжал немалые суммы энергетикам. Те, отчаявшись вернуть деньги «мирным путем», взяли да и отключили морякам подстанцию. На реакторах, стоящих в консервации лодок, создалась аварийная ситуация. Военным не оставалось ничего другого, как силой занимать объекты энергоснабжения. Можно сколько угодно сочувствовать энергетикам, но бесперебойное снабжение таких баз хранения электроэнергией - в интересах всего (без преувеличения!) человечества. А то беды не оберешься!

СПРАВКА «STRINGER»

Военно-морские силы Российской Федерации имеют в своем составе четыре флота и одну флотилию. По состоянию на начало прошлого года численность личного состава была примерно 250.000 человек, из них до 30.000 - в морской авиации, до 15.000 - в морской пехоте и несколько менее 10.000 человек - в артиллерийских и ракетных частях береговой обороны.

Говорить о точной численности корабельного состава практически невозможно. Дело в том, что многие официально значащиеся в списках флота корабли уже никогда не выйдут в море. С другой стороны, целый ряд надводных кораблей и подводных лодок, якобы отправленных «на гвозди», вдруг обнаруживаются на судоремонтных заводах.

В строю и постройке имелись атомные подводные лодки с баллистическими ракетами, атомные подводные лодки с крылатыми ракетами (собратья трагически погибшего «Курска»), атомные многоцелевые и дизельные подводные лодки, авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» - по официальной классификации - тяжелый авианесущий крейсер (второй авианесущий корабль «Адмирал Горшков» давно пытаются продать Индии, и уже не раз сообщалось об окончательном подписании контракта), крейсера, большие противолодочные корабли, эсминцы, сторожевые корабли, малые противолодочные корабли, малые ракетные корабли и ракетные катера, минно-тральные корабли, десантные корабли и другие десантно-высадочные средства, плюс множество других малых боевых и вспомогательных единиц самых различных типов и разнообразного назначения.

Морская авиация насчитывает несколько сот самолетов и вертолетов различных типов и назначения. В том числе морские бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22м и Су-24, истребители, истребители-бомбардировщики и штурмовики (МиГи и Су разных типов), противолодочные, патрульные и разведывательные самолеты (Бе-12, Ил-38, Ту-142). Вертолеты представлены машинами фирм Камова и Миля различных модификаций (в том числе противолодочных).

Морская пехота имеет на вооружении основные боевые танки, легкоплавающие танки, бронированные разведывательно-дозорные машины и бронетранспортеры, самоходную артиллерию, зенитные установки (включая самоходные ЗРК, ПЗРК и самоходные зенитно-артиллерийские установки). Кроме обычных частей в составе морской пехоты имеется бригада морского спецназа. Морские пехотинцы в ходе боевых действий в Чечне проявили себя достаточно хорошо подготовленными бойцами, хотя к оружию, экипировке и техническому оснащению высказывалось немало претензий.

Борис СОЛОМОНОВ

Обсуждение статьи

Страницы: 1 |

Уважаемые участники форума! В связи с засильем СПАМа на страницах форума мы вынуждены ввести премодерацию, то есть ваши сообщения не появятся на сайте, пока модератор не проверит их.

Это не значит, что на сайте вводится новый уровень цензуры - он остается таким же каким и был всегда. Это значит лишь, что нас утомили СПАМеры, а другого надежного способа борьбы с ними, к сожалению, нет. Надеемся, что эти неудобства будут временными и вы отнесетесь к ним с пониманием.

Добавить сообщение




Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru