Pедакция не отвечает за содержание заимствованных материалов

Компас | все материалы раздела

Герман Греф никак не может продавить реформу ОАО «РЖД» Ч.I
16 Декабря 2005

Сначала Николай Аксененко, а затем его тесть, тоже теперь уже бывший министр путей сообщения Геннадий Фадеев, принялись внедрять на железной дороге «конкуренцию» и «рыночные отношения». Они выполняли задание Германа Грефа.


Транспорт – это сервис. Причём, такой, от которого зависит жизнь экономики. Ну-ка, перестаньте перевозить нефть от места добычи. Или металл с завода к потребителю. Что будет?.. Для России главный транспортный сервис – железные дороги. На расстояния в четыре тысячи километров, девять тысяч километров возить грузы за приемлемые деньги можно только поездами. Все «железнодорожные» совещания, заседания в парламенте и правительстве начинаются примерно с такого пассажа: «ни для кого не секрет, что эффективность деятельности российских железных дорог неразрывно связана с решением важнейших общегосударственных задач, способствующих обеспечению единого транспортного пространства страны в ускорении экономического роста в стране, надежного обеспечения транспортных потребностей государства, ускорения социального развития через рост подвижности населения».

Тем удивительнее была реформа, начатая министром путей сообщения Николаем Аксёненко пять лет назад. Сначала он, а затем его тесть, тоже теперь уже бывший министр путей сообщения, Геннадий Фадеев, принялись внедрять на железной дороге «конкуренцию» и «рыночные отношения». Причём, в отличие от громогласного реформирования РАО «ЕЭС», глобальные изменения на железнодорожном транспорте проводились тихой сапой.

ВЫ ЕЩЕ В МЕТРО КОНКУРЕНЦИЮ УСТРОЙТЕ

Рассмотрения Правительством РФ итогов второго этапа реформирования железнодорожной отрасли транспортная общественность ожидала с некоторой обречённостью. Доклады министра транспорта Игоря Левитина и президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина не обещали стать открытием. Интересны были, разве что, конкретные цифры, которые вынесут на обсуждение два руководителя.

Но заседание в Белом доме 10 ноября получилось достаточно неожиданным. Началось с того, что Игорь Левитин предложил создать в Минтрансе департамент государственной политики в области железнодорожного транспорта. А необходимых сотрудников в количестве 35 человек взять из «Росжелдора». Чтобы не расходовать понапрасну бюджетные средства.

- А агентство, что, ликвидировать, что ли? – поинтересовался Михаил Фрадков.

До сих пор единственным министром, которому удалось уничтожить прокладку между министерством и отраслью, оставался Алексей Гордеев. Напомним, что агентства – третье управленческое звено, пятое колесо в телеге – были созданы в ходе административной реформы, которую устроило ведомство Германа Грефа. А реальной целью реформирования было удаление с поста председателя Правительства Михаила Касьянова.

Удивление премьера здесь, на правительстве, было не совсем искренним. Фрадков терпеть не может Грефа и публично – во время одного из заседаний Морской коллегии – пообещал «поправить» административную реформу – «насколько сможет».

Просьбу Левитина поддержала и Государственная Дума. Об этом доложил присутствующим председатель думского подкомитета по железнодорожному транспорту Пётр Рубежанский.

Однако самое интересное было потом, когда зашёл разговор насчёт конкуренции на железной дороге. Само интересное – это столкновение.

ДЕЛО КНЯЗЯ ПОТЁМКИНА ПОКА ЖИВЁТ

Я знаю, почему на железной дороге конкуренцию внедряют, а в метрополитене – нет. Потому что на железной дороге состав одной перевозочной компании может догнать состав компании-конкурента. Затем, при хорошем машинисте, принять вправо, обойти по полю состав с неконкурентоспособным машинистом, вернуться на железнодорожное полотно, поддать газу и доставить грузы своих клиентов по назначению раньше конкурента.

На метрополитене такое, увы, невозможно: нет пока специальных обгонных тоннелей. Их ещё нужно построить, пустив на это, например, средства стабилизационного фонда, которых вожделеют все ведомства.

Об этой догадке я собирался сообщить министру транспорта Игорю Левитину и человеку №1 российских железных дорог Владимиру Якунину – на пресс-конференции после заседания правительства. В повестке дня подведение итогов второго этапа реформы стояло первым вопросом.

Для справки: первым этапом реформирования было преобразование Министерства путей сообщения в ОАО «РЖД» - странноватое акционерное общество, 100% акций которого принадлежат государству. Это, кстати, юридический нонсенс. Если хозяйствующий субъект целиком принадлежит государству, то для него в законодательстве предусмотрена соответствующая форма – унитарное госпредприятие. Значит, «РЖД» – унитарное предприятие? Не-ет, это акционерное общество…

Как большинство экономически бредовых идей в нашей стране, превращение МПС в РЖД началось с Германа Грефа: нехорошо, решил он, что у нас министерство само регулирует процессы на железных дорогах, само же и грузы возит. Не по-рыночному. Зато теперь всё хорошо: ОАО «РЖД» выполняет функции и министерства, и арбитражного суда. Например, штрафует за простой вагонов. Как один участник рынка может оштрафовать другого участника рынка без суда и следствия?..

На втором этапе реформирования железных дорог следовало ликвидировать монополию одного перевозчика, и на рельсах должна была возникнуть конкуренция.

Плюс к этому, из единого грузо-пассажирского перевозчика ОАО «РЖД» следовало выделить пассажирскую компанию и перевести её на бюджетное финансирование. Предполагалось, что 10 ноября Левитин и Якунин доложат об успехах в реформировании и отдельных недостатках, а высший орган исполнительной власти страны выразит свой «одобрямс».

После всего этого я и хотел сказать Левитину и Якунину: не думайте, что вы тут одни рыночники, мы тоже кое-что понимаем в конкуренции и видим пути её расширения и углубления.

Владимир ВОСТРУХИН,

специально для «Stringer»

Продолжение следует

Фото «Stringer»

Обсуждение статьи

Страницы: 1 |

Уважаемые участники форума! В связи с засильем СПАМа на страницах форума мы вынуждены ввести премодерацию, то есть ваши сообщения не появятся на сайте, пока модератор не проверит их.

Это не значит, что на сайте вводится новый уровень цензуры - он остается таким же каким и был всегда. Это значит лишь, что нас утомили СПАМеры, а другого надежного способа борьбы с ними, к сожалению, нет. Надеемся, что эти неудобства будут временными и вы отнесетесь к ним с пониманием.

Добавить сообщение




Опрос

Чем окончится вооруженный конфликт ХАМАСа и Израиля?

Личный дневник автораВ связи с закономерной кончиной укро-бандеровского Фейсбука, автор переместился в Телеграм: https://t.me/ISTRINGER и ЖЖ . Теперь вы регулярно можете читать размышлизмы автора на его канале в Телеграм и ЖЖ До скорой встречи
Иероглиф

Stringer: главное

Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя


Юлия Навальная не справилась с ролью вдовы героя. Вместо того чтобы лететь за Полярный круг разыскивать тело мужа, эта женщина вылезла на трибуну Мюнхенской конференции по безопасности и улыбаясь сделала заявление, что поднимет знамя мужа и возглавит...чт

 

mediametrics.ru

Новости в формате RSS

Реклама

 

© “STRINGER.Ru”. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции сайта “STRINGER.Ru”. Контактный e-mail: elena.tokareva@gmail.com

Сайт разработан в компании ЭЛКОС (www.elcos-design.ru)

Рейтинг@Mail.ru